1. Пункт 1 коммент. ст. предоставляет российским заявителям, правообладателям и иным лицам три возможных варианта взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. с Патентным ведомством. Во-первых, они могут действовать самостоятельно; во-вторых, они могут поручить ведение дел патентному поверенному; в-третьих, они вправе наделить соответствующими полномочиями иного своего представителя (например, адвоката). Не вызывает сомнений допустимость сочетания этих форм совершения юридических действий.
Под "ведением дел с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности" понимается широкий круг действий, в частности, связанных с оформлением и подачей заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, ведением переписки, подготовкой ответов на запросы, уплатой патентных пошлин, подачей возражений и т.д.
Поскольку ведение дел с Патентным ведомством, как правило, требует специальных знаний и навыков, в большинстве случаев ведение дел осуществляется через патентных поверенных, которым и посвящена коммент. ст.
В роли патентных поверенных выступают граждане, получившие в установленном порядке статус патентного поверенного и осуществляющие деятельность, связанную с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, защитой интеллектуальных прав, приобретением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, распоряжением такими правами (ст.2 Закона о патентных поверенных).
Функции патентных поверенных не ограничены ведением дел с Патентным ведомством. Помимо этого они вправе давать консультации по различным вопросам интеллектуальной собственности, проводить патентные исследования и экспертизу проектов гражданско-правовых договоров, связанных с результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, участвовать в качестве экспертов или представителей в суде по делам, связанным с защитой интеллектуальных прав, и т.д.
2. В отличие от российских граждан и юридических лиц, гражданам, проживающим за пределами России, и иностранным юридическим лицам разрешено вести дела с Патентным ведомством лишь через патентных поверенных, зарегистрированных в Роспатенте (абз.1 п.2 коммент. ст.). Аналогичное правило, действующее в большинстве государств, продиктовано как протекционистскими целями, так и желанием обеспечить необходимый уровень профессионализма в сфере патентного дела.
При применении данного правила следует учитывать три обстоятельства. Во-первых, указанное требование является императивным и не допускает для иностранцев иных вариантов взаимодействия с Роспатентом.
Во-вторых, оно касается только одной области, а именно взаимодействия заявителей, правообладателей и иных заинтересованных лиц с Патентным ведомством. В иных областях, в частности при осуществлении консультирования, представительства в суде и т.п., соответствующие услуги могут оказываться иностранцам лицами, не имеющими статус российского патентного поверенного.
В-третьих, правило знает исключения, поскольку международным договором Российской Федерации может быть установлено иное. В частности, договоры, заключенные Россией с некоторыми странами СНГ, допускают на началах взаимности возможность вести дела с российским Патентным ведомством патентным поверенным этих стран в отношении национальных заявителей.
3. Положения, закрепленные абз.2 (адрес для переписки) и 3 (выдача доверенности представителю) п.2, являются очевидными, носят технический характер и едва ли заслуживали закрепления в ГК в их нынешнем виде. По-видимому, составители проекта ГК желали сказать, что доверенность, выданная патентному поверенному, не нуждается в нотариальном удостоверении. Ныне это положение закреплено п.2 ст.4 Закона о патентных поверенных.
4. Пункт 4 коммент. ст. закрепляет некоторые требования, предъявляемые к патентным поверенным. В частности, патентный поверенный: а) должен быть гражданином Российской Федерации; б) постоянно проживать на территории Российской Федерации; в) быть зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности; г) отвечать иным требованиям, установленным законом.
В соответствии с п.2 ст.2 Закона о патентных поверенных в качестве патентного поверенного может быть аттестован и зарегистрирован гражданин Российской Федерации, который достиг возраста 18 лет, имеет высшее образование и не менее чем четырехлетний опыт работы в сфере деятельности патентного поверенного в соответствии со специализацией, применительно к которой гражданин выражает желание быть аттестованным и зарегистрированным в качестве патентного поверенного.
Не могут быть зарегистрированы в качестве патентных поверенных:
- государственные служащие, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, и муниципальные служащие;
- работники организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности;
- граждане, признанные в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными или ограниченно дееспособными.
Аттестация кандидатов в патентные поверенные осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, которым создается квалификационная комиссия, возглавляемая должностным лицом федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Проведение аттестации кандидатов в патентные поверенные включает в себя:
1) проверку соблюдения требований, предъявляемых к патентному поверенному, по результатам которой принимается решение о допуске к квалификационному экзамену или об отказе в таком допуске;
2) проведение квалификационного экзамена, в процессе которого проверяется наличие у кандидата в патентные поверенные необходимых знаний для осуществления деятельности патентного поверенного и соответствующих навыков их практического применения;
3) принятие решения об аттестации или об отказе в аттестации по результатам квалификационного экзамена (ст.6 Закона о патентных поверенных).