ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 18 июля 2016 года N ИН-06-51/54

О Регламенте Европейского Парламента и Совета ЕС "О прозрачности операций финансирования с ценными бумагами и повторного использования финансовых инструментов", вносящем изменения в регламент ЕС N 648/2012



Банк России направляет для использования в рамках деятельности участников финансового рынка неофициальный перевод Регламента Европейского Парламента и Совета ЕС от 25.11.2015 N 2015/2365 "О прозрачности операций финансирования с ценными бумагами и повторного использования финансовых инструментов", вносящего изменения в Регламент ЕС N 648/2012 (далее - Регламент), который вступил в силу и применяется с 12.01.2016, за исключением ряда переходных положений.

Регламент нацелен на повышение устойчивости и прозрачности рынка ценных бумаг в части сделок финансирования с использованием ценных бумаг (securities financing transactions) и повторного использования обеспечения. Регламентом установлены требования для участников таких сделок, несоблюдение которых влечет применение к таким участникам мер ответственности компетентными органами государств - членов Европейского союза.

Документ на английском языке (the European Parliament and the Council, Regulation (EU) 2015/2365 on transparency of securities financing transactions and of reuse and amending Regulation (EU) No 648/2012, 25 November 2015) доступен на сайте Официального бюллетеня Европейского союза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32015R2365.

Настоящее письмо подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России " и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Первый заместитель
Председателя Банка России
С.А.Швецов

     

     

Приложение
к информационному письму
от 18 июля 2016 года N ИН-06-51/54


23.12.2015

Официальный бюллетень Европейского союза

L 337/1

     

I

(Законодательные акты)

     

РЕГЛАМЕНТЫ

Регламент (EU) 2015/2365 Европейского Парламента И Совета ЕС

от 25 ноября 2015 года

О прозрачности операций финансирования с ценными бумагами и повторного использования финансовых инструментов, вносящий изменения в регламент (EU) N 648/2012

(Применим к государствам ЕЭП)



ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ И СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА,

Принимая во внимание Договор о функционировании Европейского союза, в частности статью 114 Договора,

Принимая во внимание предложение Европейской комиссии,

После передачи проекта законодательного акта в национальные парламенты,

Принимая во внимание мнение Европейского центрального банка,

________________

OJ C 336, 26.09.2014, p.5.

Принимая во внимание мнение Европейского социально-экономического комитета,

________________

OJ C 451, 16.12.2014, p.59.


Принимая во внимание мнение Комитета регионов,

________________

OJ C 271, 19.08.2014, p.87.


Действуя в соответствии со стандартной законодательной процедурой,

________________

Позиция Европейского Парламента от 29 октября 2015 года (еще не опубликована в Официальном бюллетене) и решение Совета ЕС от 16 ноября 2015 года.


Принимая во внимание, что

(1) Глобальный финансовый кризис, возникший в 2007-2008 годах, выявил избыточную спекулятивную деятельность, важные недостатки в регулировании, неэффективность надзора, непрозрачность рынков и наличие чрезмерно сложных продуктов в финансовой системе. Европейский союз принял ряд мер для повышения устойчивости и стабильности финансовой системы, в том числе ужесточил требования к капиталу, нормы в отношении усовершенствования управления, надзора и урегулирования несостоятельности, а также для обеспечения выполнения финансовой системой своей роли по перенаправлению капитала в реальный сектор экономики и финансирования реального сектора экономики. Прогресс, достигнутый в формировании банковского союза, также играет важную роль в этом контексте. Тем не менее кризис также выявил необходимость повышения прозрачности и усовершенствования мониторинга не только в традиционном банковском секторе, но и в областях, где осуществляется кредитное посредничество, известное как "теневая банковская деятельность". Масштабы такой деятельности вызывают тревогу, ее объем уже оценивается как почти половина от объема регулируемой банковской деятельности. Любые нарушения и сбои в этой деятельности, аналогичной осуществляемой кредитными организациями, потенциально могут оказывать влияние на остальную часть финансового сектора.

(2) В контексте своих усилий по ограничению теневой банковской деятельности Совет по финансовой стабильности (СФС) и Европейский совет по системным рискам (ЕССР), сформированный в соответствии с Регламентом (EU) N 1092/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС, указали риски, создаваемые операциями финансирования с ценными бумагами (ОФЦБ). ОФЦБ приводят к увеличению левереджа, процикличности и взаимосвязанности на финансовых рынках. В частности, недостаток прозрачности в использовании ОФЦБ помешал регулирующим и надзорным органам, а также инвесторам корректно оценивать и отслеживать соответствующие риски, подобные банковским, а также уровень взаимосвязанности в финансовой системе в период, предшествующий финансовому кризису, и во время финансового кризиса. На этом фоне 29 августа 2013 года СФС принял концепцию политики под заглавием "Укрепление надзора и регулирования в теневой банковской деятельности" ("Концепция политики СФС") для смягчения рисков теневой банковской деятельности в кредитовании ценными бумагами и в операциях репо; данная концепция была утверждена в сентябре 2013 года руководителями Группы двадцати.

________________

Регламент (EU) N 1092/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 года о макропруденциальном надзоре за финансовой системой в ЕС и об учреждении Европейского совета по системным рискам (OJ L 331, 15.12.2010, p.1).


(3) 14 октября 2014 года СФС опубликовал концепцию регулирования в отношении дисконтов при оценке ОФЦБ, не подвергающихся централизованному клирингу. В отсутствие клиринга такие операции создают высокие риски при отсутствии надлежащего обеспечения. Хотя повышение прозрачности в области повторного использования клиентских активов должно быть первым шагом в расширении возможностей контрагентов по анализу и предотвращению рисков, СФС должен завершить к 2016 году свою работу над комплексом рекомендаций в отношении дисконтов при оценке ОФЦБ, не подвергающихся централизованному клирингу, для предотвращения избыточного левереджа и смягчения риска концентрации и риска дефолта.

(4) 19 марта 2012 года Европейская комиссия опубликовала "Зеленый документ" о теневой банковской деятельности. На основе большого количества полученных комментариев и принимая во внимание международные тенденции, Европейская комиссия издала 4 сентября 2013 года Обращение к Совету ЕС и Европейскому Парламенту под заглавием "Теневая банковская деятельность - принятие мер в отношении новых источников риска в финансовом секторе". Европейская комиссия подчеркнула, что сложный и непрозрачный характер ОФЦБ затрудняет идентификацию контрагентов и мониторинг концентрации риска, а также приводит к формированию избыточного левереджа в финансовой системе.

(5) Группа экспертов высокого уровня под председательством Эркки Ликанена опубликовала доклад о реформировании структуры банковского сектора ЕС в октябре 2012 года. Группа рассмотрела, помимо прочего, взаимодействие между традиционной и теневой банковскими системами. Доклад признал риски теневой банковской деятельности, такие как высокий левередж и процикличность, и призвал к уменьшению взаимосвязанности между банками и теневой банковской системой, которая способствовала распространению негативных явлений в контексте общесистемного банковского кризиса. В докладе также предложены определенные структурные меры для устранения остающихся слабых мест в банковском секторе ЕС.

(6) Структурные реформы банковской системы Европейского союза затрагиваются в предложении о Регламенте Европейского Парламента и Совета ЕС о структурных мерах по усовершенствованию возможностей восстановления кредитных организаций ЕС. Тем не менее введение структурных мер в отношении банков может приводить к переводу определенных видов деятельности в сферы с меньшим регулированием, такие как теневой банковский сектор. Поэтому данное предложение должно сопровождаться обязывающими требованиями в отношении прозрачности и предоставления отчетов по ОФЦБ, изложенными в настоящем Регламенте. Таким образом, нормы в отношении прозрачности, изложенные в настоящем Регламенте, дополняют это предложение.

(7) Регламент является реакцией на потребность в повышении прозрачности на рынках финансирования с ценными бумагами и в финансовой системе в целом. В целях обеспечения эквивалентных условий конкуренции и международной конвергенции настоящий Регламент следует Концепции политики СФС. Он формирует рамочную концепцию на уровне ЕС, в рамках которой сведении об ОФЦБ могут эффективно предоставляться в торговые репозитории, и информация об ОФЦБ и о свопах на совокупный доход может раскрываться инвесторам в организациях коллективного инвестирования. Определение ОФЦБ в настоящем Регламенте не включает в себя деривативные контракты, определяемые в Регламенте (EU) N 648/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС. Однако оно включает операции, которые принято называть свопами ликвидности и свопами обеспечения, не включаемые в определение деривативных контрактов в Регламенте (EU) N 648/2012. Потребность в международной конвергенции усиливается вследствие вероятности того, что после структурной реформы в банковском секторе ЕС виды деятельности, в настоящее время осуществляемые традиционными банками, могут перейти в теневой банковский сектор и охватить финансовые и нефинансовые организации. Поэтому может уменьшиться прозрачность этих видов деятельности для регулирующих и надзорных органов, не позволяя получить надлежащее представление о рисках, связанных с ОФЦБ. Это будет способствовать усилению и без того прочно установившихся связей между регулируемым и теневым банковскими секторами на определенных рынках.

________________

Регламент (EU) N 648/2012 Европейского Парламента и Совета ЕС от 4 июля 2012 года о внебиржевых деривативах, центральных контрагентах и торговых репозиториях (OJ L 201, 27.07.2012, p.1).


(8) Эволюция рыночных практических методов и развитие технологий позволяют участникам рынка использовать операции, отличные от ОФЦБ, в качестве источника финансирования, для управления ликвидностью и обеспечением, в рамках стратегии повышения доходности, для покрытия коротких продаж или для арбитража с налогом на дивиденды. Такие операции могут иметь эквивалентный экономический эффект и создавать риски, аналогичные рискам ОФЦБ, в том числе процикличность, вызываемую колебаниями цен активов и волатильностью; трансформацию сроков погашения или ликвидности, возникающую в результате финансирования долгосрочных или неликвидных активов краткосрочными или ликвидными активами; распространение негативных явлений в финансовой сфере, порождаемое взаимосвязанностью цепочек операций с повторным использованием обеспечения.

(9) В целях реагирования на проблемы, поставленные в Концепции политики СФС, и предполагаемые изменения после структурной реформы банковского сектора ЕС, государства - члены ЕС с высокой вероятностью будут принимать разнородные национальные меры, которые могут препятствовать бесперебойному функционированию внутреннего рынка и наносить ущерб участникам рынка и финансовой стабильности. В дополнение к этому отсутствие гармонизированных норм в отношении прозрачности затрудняет для национальных регулирующих органов сравнение данных на микроуровне, поступающих из различных государств - членов ЕС, а значит, понимание реальных рисков для системы, создаваемых отдельными участниками рынка. Поэтому необходимо предотвращать возникновение таких искажений и затруднений в ЕС. Надлежащей правовой основой для настоящего Регламента является статья 114 Договора о функционировании Европейского союза (ДФЕС), интерпретируемая в соответствии с судебной практикой Суда Европейского союза.

(10) Таким образом, новые нормы в отношении прозрачности должны предусматривать предоставление подробных сведений об ОФЦБ, совершаемых всеми участниками рынка, будь то финансовые или нефинансовые организации, в том числе о составе обеспечения, доступности обеспечения для повторного использования или о факте его повторного использования, о замещении обеспечения по завершении операционного дня и о применяемых дисконтах при оценке. В целях минимизации дополнительных операционных затрат участников рынка новые нормы и стандарты должны базироваться на существующих инфраструктурах, операционных процессах и форматах, введенных для предоставления сведений о деривативных контрактах в торговые репозитории. В этом контексте европейский надзорный орган (Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг (ЕУНРЦБ), учрежденный в соответствии с Регламентом (EU) N 1095/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС, должен в той мере, в которой это осуществимо и уместно, минимизировать взаимное перекрытие и несоответствие между техническими стандартами, принимаемыми в соответствии с настоящим Регламентом и стандартами, принятыми в соответствии со статьей 9 Регламента (EU) N 648/2012. Нормативная база, устанавливаемая настоящим Регламентом, должна в максимально возможной степени быть такой же, как и нормативная база Регламента (EU) N 648/2012 в отношении предоставления сведений о деривативных контрактах в торговые репозитории, зарегистрированные для этих целей. Это даст возможность торговым репозиториям, зарегистрированным или признаваемым в соответствии с последним Регламентом, выполнять функции репозиториев, вводимые в соответствии с настоящим Регламентом, если они соответствуют определенным дополнительным критериям, при условии прохождения упрощенного процесса регистрации.

________________

Регламент (EU) N 1095/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 года об учреждении европейского надзорного органа (Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг), вносящее изменения в Решение N 716/2009/ЕС и отменяющее Решение Европейской комиссии 2009/77/ЕС (OJ L 331, 15.12.2010, p.84).


(11) В целях обеспечения последовательности и эффективности полномочий ЕУНРЦБ по применению штрафных санкций к участникам рынка, охватываемым настоящим Регламентом, должны (по ссылке на Регламент (EU) N 648/2012) применяться положения в отношении полномочий ЕУНРЦБ, изложенные в данном Регламенте и уточняемые в контексте процедурных правил делегированными актами, принятыми в соответствии со статьей 64_7 данного Регламента.

(12) Операции с участниками Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) должны освобождаться от обязанности предоставления сведений об ОФЦБ в торговые репозитории. Тем не менее для обеспечения получения регулирующими и надзорными органами надлежащего представления о рисках, связанных с ОФЦБ, совершаемыми организациями, в отношении которых они осуществляют регулирование или надзор, релевантные органы и участники ЕСЦБ должны тесно сотрудничать. Такое сотрудничество должно давать регулирующим и надзорным органам возможность выполнения их обязанностей и полномочий. Такое сотрудничество должно быть конфиденциальным, должно базироваться на обоснованных запросах релевантных компетентных органов и должно осуществляться исключительно в целях обеспечения выполнения этими органами своих обязанностей с принятием во внимание принципов и требований к независимости центральных банков и выполнению ими функций денежно-кредитного регулирования, в том числе осуществлению операций в рамках денежно-кредитной политики, валютной политики и политики финансовой стабильности, на осуществление которых законно уполномочены участники ЕСЦБ. Участники ЕСЦБ должны иметь возможность отказывать в предоставлении информации в случаях, когда операции осуществляются ими в рамках осуществления своих функций как органов денежно-кредитного регулирования. Они должны уведомлять запрашивающий орган о таком отказе с указанием оснований.

(13) Информация о рисках, присущих рынкам финансирования с использованием ценных бумаг, должна храниться централизованно и должна быть легко и напрямую доступной, помимо прочего, для ЕУНРЦБ, европейского надзорного органа (Европейское управление по банковскому надзору, ЕУБН), образованного в соответствии с Регламентом (EU) N 1093/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС, европейского надзорного органа (Европейское управление по надзору за страхованием и пенсионным обеспечением, ЕУНСПО), образованного в соответствии с Регламентом (EU) N 1094/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС, релевантных компетентных органов, ЕССР, релевантных центральных банков ЕСЦБ, в том числе Европейского центрального банка (ЕЦБ) при выполнении его задач в рамках единого надзорного механизма в соответствии с Регламентом Совета (EU) N 1024/2013, для целей выявления и мониторинга рисков для финансовой стабильности, порождаемых теневой банковской деятельностью регулируемых и нерегулируемых организаций. ЕУНРЦБ должно принимать во внимание технические стандарты, принятые в соответствии со статьей 81 Регламента (EU) N 648/2012 о регулировании торговых репозиториев по деривативным контрактам, и будущие изменения этих технических стандартов при разработке или внесении предложений об изменении нормативных технических стандартов, предусмотренных настоящим Регламентом. ЕУНРЦБ также должно обеспечивать, чтобы релевантные компетентные органы, ЕССР и релевантные центральные банки ЕСЦБ, в том числе ЕЦБ, имели прямой и немедленный доступ к информации, необходимой для выполнения их обязанностей, в том числе для определения и реализации денежно-кредитной политики и для осуществления надзора за инфраструктурами финансового рынка. Для выполнения этих задач ЕУНРЦБ должно устанавливать условия доступа к такой информации в проектах нормативных технических стандартов.

________________

Регламент (EU) N 1093/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 года об образовании европейского надзорного органа (Европейское управление по банковскому надзору), вносящий изменения в Решение N 716/2009/ЕС и отменяющий Решение Европейской комиссии 2009/78/ЕС (OJ L 331, 15.12.2010, p.12).

Регламент (EU) N 1094/2010 Европейского Парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 года об образовании европейского надзорного органа (Европейское управление по надзору за страхованием и пенсионным обеспечением), вносящий изменения в Решение N 716/2009/ЕС и отменяющий Решение Европейской комиссии 2009/79/ЕС (OJ L 331, 15.12.2010, p.48).

Регламент Совета (EU) N 1024/2013 от 15 октября 2013 года о возложении на Европейский центральный банк функций, относящихся к пруденциальному надзору за кредитными организациями (OJ L 287, 29.10.2013, p.63).


(14) Необходимо ввести положения об обмене информацией между компетентными органами и усилить их обязанности друг перед другом по содействию и сотрудничеству. В связи с расширением трансграничной деятельности компетентные органы должны предоставлять друг другу релевантную информацию для исполнения их функций в целях обеспечения эффективного применения настоящего Регламента, в том числе в ситуациях, когда нарушения или предполагаемые нарушения могут представлять интерес для компетентных органов в двух или более государствах - членах ЕС. При обмене информацией необходимо строгое соблюдение профессиональной тайны для обеспечения беспрепятственной передачи этой информации и защиты прав конкретных лиц. Без ущерба для применения национального уголовного или налогового законодательства компетентные органы, ЕУНРЦБ, организации, физические или юридические лица, отличные от компетентных органов, получающие конфиденциальную информацию, должны использовать ее только в рамках исполнения своих обязанностей и функций. Тем не менее это не должно препятствовать исполнению в соответствии с национальным законодательством функций национальных органов, ответственных за предотвращение, расследование или принятие коррективных мер в случаях недобросовестного управления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»