1. Осужденным как гражданам России ст.28 Конституции РФ гарантирована свобода совести и вероисповедания. Они имеют право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к ней. Порядок реализации данного права определен в Федеральном законе от 19.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Собственно, и раньше не существовало формального ограничения для осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания. Фактически же они не могли в местах лишения свободы удовлетворять свои религиозные потребности. В соответствии с п.58 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.29 (с изм. от 23.07.75) "О религиозных объединениях" запрещалось во всех государственных, общественных, кооперативных учреждениях совершение каких бы то ни было религиозных обрядов и церемоний культа. Этот запрет распространялся и на места лишения свободы. Единственное исключение предусматривалось для тяжелобольных и умирающих осужденных. По их просьбе разрешалось отправление религиозно-культовых обрядов в особо изолированном помещении. Это постановление было отменено постановлением ВС РСФСР от 25.10.90 N 268-1.
За воспрепятствование осуществлению гражданином права на свободу совести предусматривается административная (ст.5.26 КоАП РФ) и уголовная (ст.148 УК РФ) ответственность.
2. Осуществление осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания не должно нарушать Правила внутреннего распорядка учреждения и ущемлять права других лиц. Отправление религиозных обрядов должно проводиться в специально предназначенном для этого месте, в свободное время или с разрешения администрации, во время воспитательных и культурно-массовых мероприятий.
Осужденные, отбывающие наказание в виде ареста, а также в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, отбывающие принудительные работы, проводят религиозные обряды и церемонии в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории исправительного центра. К осужденным, водворенным в помещение для нарушителей, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территориях указанных учреждений.
3. К осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Представители незарегистрированных, а тем более запрещенных религиозных объединений (сект), в исправительные учреждения не допускаются.
Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Сейчас почти во всех исправительных учреждениях есть церкви, часовни или молитвенные комнаты.
4. В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. В свою очередь местная религиозная организация - это организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
5. Осужденные имеют право приобретать, получать и пользоваться религиозной литературой, предметами культа, совершать самостоятельно или вместе со священнослужителями религиозные обряды.
Свобода вероисповедания как конституционное право не может быть ограничена администрацией исправительного учреждения в зависимости от поведения осужденного, подтвердил и Верховный Суд Российской Федерации в решении от 31.05.2004 N ГКПИ04-703 по жалобе осужденного Ш. Важным элементом реализации права на свободу совести является возможность пользоваться религиозной литературой и предметами культа. У осужденного Ш., водворенного в штрафной изолятор, сотрудники исправительного учреждения изъяли Библию и нательный крест с цепочкой. В этом решении Верховный Суд РФ признал недействующим абзац первый § 23 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Минюста РФ от 30.07.2001 N 224) в части, запрещающей осужденным брать с собой в штрафные изоляторы имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением предметов личной гигиены и выписанных ими газет и журналов. Этот запрет не должен распространяться на религиозную литературу и предметы культа. В п.148 Правил внутреннего распорядка, утвержденных приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205, данный запрет снят.
6. Тяжелобольным осужденным и осужденным к смертной казни (перед исполнением приговора) по их просьбе администрация обязана обеспечить возможность совершить все необходимые религиозные обряды (исповедь, соборование) и церемонии с приглашением священнослужителя. Если обряд носит характер платной услуги, он оплачивается за счет средств осужденного.
Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему на исповеди.