Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО

от 2 марта 2016 года N 07-871


О психологической службе образования в Российской Федерации



Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей (далее - Департамент) сообщает, что с целью модернизации психологической службы образования в Российской Федерации разработан и утвержден приказом Минтруда России от 24 июля 2015 года N 514н профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (далее - профессиональный стандарт).

Указанный профессиональный стандарт вступает в силу с 1 января 2017 года.

Министром образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливановым утверждена "Дорожная карта" (перечень основных мероприятий) по апробации и внедрению профессионального стандарта на 2015-2020 годы, включающая, в том числе мероприятия по разработке и утверждению вариативных моделей апробации и внедрения профессионального стандарта на пилотных региональных (муниципальных) площадках с использованием форм сетевого взаимодействия, модернизации высшего психолого-педагогического образования, разработке вариативных моделей организации деятельности психологической службы на региональном (муниципальном) уровне с учетом требований профессионального стандарта, разработан проект положения о региональной пилотной площадке по направлению "Апробация и внедрение профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (прилагаются*).

________________

* Приложения см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

12 субъектов Российской Федерации начали мероприятия по апробации и внедрению профессионального стандарта* в качестве базовых пилотных площадок. Рекомендуем направить для изучения опыта работы специалистов, курирующих данное направление.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Приказ о профессиональном стандарте размещен на сайтах Министерства образования и науки Российской Федерации (минобрнауки.рф), ГБОУ ВПО "Московский психолого-педагогический университет" (www.mgppu.ru) и Общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России" (www.rospsy.ru).

Кроме того, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2015-2017 годы предусмотрена разработка Концепции развития психологической службы в системе образования с учетом имеющихся региональных практик психологических служб.

Обращаем внимание, что для внедрения профессионального стандарта, а также обеспечения качественного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса необходимо создать соответствующие условия.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) материально-техническое оснащение и оборудование помещений, составление штатного расписания относятся к компетенции образовательной организации.

Согласно статье 42 Закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, должна оказываться психолого-педагогическая помощь. Указанная помощь может быть оказана в образовательных организациях и в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которые могут создаваться как на региональном, так и на муниципальном уровнях системы образования (далее - Центр ППМС-помощи).

Таким образом, в случае, если в образовательной организации в штате нет педагога-психолога, то возможно заключение договора об оказании психолого-педагогической помощи детям, обучающимся в образовательной организации, с Центром ППМС-помощи.

Кроме того, на официальном сайте органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также на сайтах образовательных организаций должна быть размещена информация о региональной и муниципальной системе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (статьи 29, 97 Закона).

С учетом изложенного, в целях повышения эффективности работы службы психологии образования необходимо:

1) провести работу с руководителями образовательных организаций по созданию условий для максимально эффективной работы службы психологии образования, в том числе материально-техническое оснащение (у психолога должен быть кабинет индивидуальной и групповой работы, специальное оборудование, психодиагностический инструментарий, доступ к Интернет-ресурсам и т.д.);

2) провести анализ организации региональной службы психологии образования, в том числе определить координирующую роль Центров ППМС-помощи;

3) включить в региональные программы развития образования мероприятия по обеспечению и повышению эффективности деятельности службы психологии образования;

4) разработать региональные Концепции развития психологической службы в системе образования в рамках реализации Национальной стратегией действий в интересах детей на 2015-2017 годы.

Обращаем внимание, что на сайте Общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России" www.rospsy.ru размещены программы-лауреаты Конкурса психолого-педагогических программ "Новые технологии для "Новой школы" профилактической, коррекционно-развивающей, развивающий и образовательной (просветительской) направленности.

Данные программы апробированы в образовательных организациях Российской Федерации, имеют положительные отзывы руководителей образовательных организаций, в которых проходила апробация, и гриф "Рекомендовано Федерацией психологов образования России для использования в образовательных организациях".

На указанном сайте также размещены методические рекомендации:

"Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках внедрения ФГОС начальной школы" (авторы: Клюева Т.Н., Бубнова Ю.В., Ларина Т.В., Баранова О.О., Геворкян Е.C., Яхина Р.Р., Флоренко Е.Ю., г.Самара);

"Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках внедрения ФГОС основной школы" (авторы: Клюева Т.Н., Бубнова Ю.В., Ларина Т.В., Баранова О.О., Геворкян Е.С., Яхина P.P., г.Самара);

"Оценка качества реализации психологических услуг в образовании" (авторы: Клюева Т.Н., Эстерле А.Е., Илюхина Н.В., Кормухина Е.В., Жегалина С.В., г.Самара);

"Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках сопровождения внедрения ФГОС основной школы" (авторы: Клюева Т.Н., Генсецкая Ю.В., г.Самара);

"Оценка сформированности игровой деятельности дошкольников как показатель эффективности работы дошкольной образовательной организации" (авторы: Сечкина О.К. и Педан Л.А., г.Самара).

Департамент просит довести данную информацию до руководителей образовательных организаций и специалистов психолого-педагогического сопровождения, педагогов, классных руководителей, психологов образования, методистов, воспитателей дошкольных образовательных организаций.

Директор департамента
Е.А.Сильянов




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»