УТВЕРЖДАЮ
заместитель министра
образования и науки
Российской Федерации
А.А.Климов
4 мая 2016 года N АК-15/02вн
Методические рекомендации по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения услугами таких организаций, включающие требования по размещению организаций сферы образования, в том числе в сельской местности, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами сферы образования
1. Общие положения
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) организация предоставления услуг дошкольного, общего, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей является полномочием региональных органов исполнительной власти в сфере образования и органов местного самоуправления.
Вопросы размещения образовательных организаций с учетом плотности населения, его возрастного состава, транспортной доступности и иных параметров, отражающих доступность образовательных услуг, издания и применения нормативных технических документов в области строительства относятся к предметам ведения субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
1.1. При принятии решений в рамках территориального планирования в части размещения на территории субъектов Российской Федерации объектов сферы образования необходимо учитывать следующие нормативные правовые акты:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2003 года N 2 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03" (вместе с "СанПиН 2.4.3.1186-03. 2.4.3. Учреждения начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 января 2003 года);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"" (санитарные правила, утвержденные данным документом, вводятся в действие с 1 сентября 2016 года);
- СП 42.13330.2011. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" (утверждены приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 года N 820);
- СП 59.13330.2012. "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утверждены приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 5);
- СП 118.13330.2012. "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утверждены приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10);
а также следующие письма Минобрнауки России:
4. "О центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" от 14 июля 2014 года N ВК-1440/07;
5. "О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам" от 13 ноября 2014 года N ВК-2422/07.
1.2. При принятии решений по оптимальному размещению на территории субъектов Российской Федерации объектов социальной сферы необходимо учитывать следующие рекомендации.
1.2.1. В сфере общего образования
При установлении требований к размещению объектов социальной сферы установить не менее одной дневной общеобразовательной школы на 892 человека в городской местности, в сельской местности - на 201 человек.
Для реализации общеобразовательных программ дошкольного образования установить не менее одной дошкольной образовательной организации на 174 воспитанника в городской местности, в сельской местности - на 62 воспитанника.
1.2.2. В сфере дополнительного образования
Потребность в организациях дополнительного образования детей определяется исходя из необходимости обеспечения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными программами на уровне 70-75%.
Количество организаций дополнительного образования детей рассчитывается пропорционально численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации (при определении количества организаций дополнительного образования детей, расположенных в сельской местности, учитывается пешеходная доступность от места жительства обучающегося и[или] места нахождения образовательной организации, в которой обучающийся получает образование).
При расчете потребности в организациях дополнительного образования детей, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, учитываются следующие особенности.
Для субъектов Российской Федерации количество организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) (далее - ДШИ) определяется исходя из необходимости обеспечения 12% охвата детей в возрасте от 8 до 15 лет дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств.
Количество ДШИ в населенных пунктах с численностью населения от 3 до 10 тыс. человек определяется в расчете одна ДШИ на населенный пункт.
Количество ДШИ в населенных пунктах с численностью населения свыше 10 тыс. человек определяется исходя из расчета охвата соответствующими программами не менее 12% обучающихся 1-8-х классов общеобразовательных организаций.
1.2.3. В сфере среднего профессионального образования
Потребность в профессиональных образовательных организациях определяется исходя из необходимости обеспечения программами среднего профессионального образования населения в возрасте 15-19 лет, имеющих основное общее и среднее общее образование на уровне 50% от их общего количества.
Количество создаваемых профессиональных образовательных организаций определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических, экономических и других особенностей соответствующей территории.
12.4. В сфере организации образования детей-инвалидов с ОВЗ и психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи рекомендуется учитывать следующее:
- создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ПМСЦ) возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, а также органы местного самоуправления;
- услуги, оказываемые психолого-медико-педагогическими комиссиями, в том числе на базе ПМСЦ, в соответствии со статьей 42 Федерального закона N 273-ФЗ, реализуются в рамках исполнения приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (далее - Приказ);
- количество психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК) в соответствии с Приказом определяется органами государственной власти субъекта РФ в сфере образования из расчета одна ПМПК на 10 тыс. детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее одной комиссии в субъекте РФ.
Количество создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.
2. Примерные значения для установления критериев по оптимальному размещению на территориях субъектов Российской Федерации объектов образования даны в приложении*.
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Администратор образования,
N 12, июнь 2016 года