Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

ПРИКАЗ

от 13 мая 2016 года N 167

Об утверждении методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику



В целях реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р,

приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику (Приложение).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по делам молодежи С.В.Чуева.

Руководитель
С.В.Поспелов

     

     

Приложение

     
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федерального агентства
по делам молодежи
от 13 мая 2016 года N 167

     

Методические рекомендации по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику

     

     

I. Общие положения


Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р, в целях формирования единого правового поля, общих подходов и методов реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации.

II. Нормативное правовое обеспечение государственной молодежной политики

2.1. Нормативную правовую базу реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации формируют следующие документы:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";

- Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";

- Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

- Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года N 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики";

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "Об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 года N 2570-р "О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы".

- Нормативное правовое регулирование осуществляется с учетом международного права, в том числе на основе следующих документов:

- Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 50/81 от 13 марта 1996 года;

- Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, принятая Резолюцией 2037 (XX) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 7 декабря 1965 года;

- Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне от 21 мая 2003 года (пересмотренная);

а также иных международных нормативных правовых актов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2.2. Нормативная правовая база реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации также формируется на основании собственных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.

2.3. В целях эффективной реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации рекомендуется принятие закона субъекта Российской Федерации, регулирующего сферу государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации, включающего в том числе полномочия по поддержке молодежных инициатив, молодежных и детских общественных объединений (в случае отсутствия).

2.4. В целях обеспечения реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации рекомендуется принятие государственных программ субъекта Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики, а также муниципальных программ по работе с молодежью.

2.5. Реализацию государственной молодежной политики рекомендуется осуществлять в соответствии с приоритетными направлениями деятельности, предусмотренными Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р.

III. Управление в сфере реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации

3.1. В целях реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации рекомендуется наличие (создание - при отсутствии) профильного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики, соответствующего установленным рекомендациям (Приложение N 1).

3.2. Руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реализующего государственную молодежную политику, рекомендуется включить в состав высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с прямым подчинением высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.

3.3. В качестве куратора сферы государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации рекомендуется назначить заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, ответственного за сферу социального развития или сферу внутренней политики в субъекте Российской Федерации.

3.4. В случае невозможности создания органа исполнительной власти, указанного в пункте 3.1 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется наличие в структуре органа исполнительной власти, регулирующего сферу образования в субъекте Российской Федерации, структурного подразделения, реализующего государственную молодежную политику. В этом случае руководителю структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реализующего государственную молодежную политику, рекомендуется присвоить статус заместителя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, основной функциональной обязанностью которого будут решение вопросов реализации государственной молодежной политики.

3.5. Структуру органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реализующего государственную молодежную политику, рекомендуется формировать исходя из необходимости полного охвата приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики.

3.6. В целях эффективного взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную молодежную политику, рекомендуется координировать работу с:

- кураторами федеральных округов - уполномоченными представителями федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную молодежную политику, ответственными за работу с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующими государственную молодежную политику, в федеральных округах;

- координаторами приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную молодежную политику.

3.7. Рекомендуется развивать межведомственное взаимодействие в сфере государственной молодежной политики (в том числе путем создания межведомственного координационного совета по молодежной политике), проводить совместно с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации совещания, координировать совместные действия, вести рейтинги реализации молодежной политики/работы с молодежью в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации.

IV. Методы и инфраструктура реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации

4.1. Основными методами реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации являются:

- нормативное правовое регулирование сферы государственной молодежной политики;

- методическое обеспечение реализации государственной молодежной политики;

- организация и проведение мероприятий в сфере государственной молодежной политики;

- информационное и консультационное обеспечение сферы государственной молодежной политики;

- поддержка некоммерческих организаций;

- создание инфраструктуры для реализации государственной молодежной политики.

4.2. В целях обеспечения реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации рекомендуется создание подведомственных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реализующему государственную молодежную политику, профильных государственных учреждений (далее - Учреждения).

4.3. Рекомендуется наличие Учреждений по приоритетным направлениям реализации государственной молодежной политики.

4.4. Задачами Учреждений является оказание государственных услуг и выполнение работ в сфере реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации согласно разделу "Молодежная политика" базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг и работ (Приложение N 2), а также иным разделам (http://bus.gov.ru/pub/services).

4.5. Инфраструктурную базу реализации молодежной политики в субъектах Российской Федерации формируют Многофункциональные молодежные центры (далее - ММЦ).

4.6. В рамках ММЦ и его филиалов реализуются приоритетные направления деятельности, в том числе осуществляется поддержка детских и молодежных общественных объединений. ММЦ содействует формированию новых молодежных профессиональных сообществ и общественных объединений (Приложение N 3).

V. Институциональное обеспечение реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации

5.1. Реализация государственной молодежной политики осуществляется на принципах открытости, эффективности и максимизации пользы для молодых граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

5.2. Рекомендуется готовить ежегодный доклад о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации.

5.3. Рекомендуется организовать ежегодное обсуждение доклада о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации в рамках заседаний высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и коллегиальных совещательных органов в сфере государственной молодежной политики не реже одного раза в год.

5.4. Рекомендуется интегрировать АИС "Молодежь России" в систему реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями по работе с АИС "Молодежь России", утверждаемыми Федеральным агентством по делам молодежи. Основными задачами АИС "Молодежь России" являются: планирование мероприятий; учет активности молодежи - участников мероприятий; регистрация участников мероприятий; формирование профессиональных молодежных сообществ; информационная поддержка общественных организаций; информирование о проводимых мероприятиях.

5.5. В целях установления стандарта реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации, а также мониторинга эффективности реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации разработана Система ключевых показателей реализации государственной молодежной политики органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - СКП). При работе с СКП рекомендуется основываться на соответствующих методических рекомендациях.

5.6. Рекомендуется проводить грантовые конкурсы для молодых людей, а также молодежных и детских общественных объединений. При распределении грантов необходимо ориентироваться на правила и номинации Всероссийского конкурса молодежных проектов.

5.7. Рекомендуется создание коллегиальных совещательных органов в сфере государственной молодежной политики.

5.7.1. Рекомендуется создать межведомственную комиссию по молодежной политике при высшем исполнительном органе государственной власти или высшем должностном лице субъекта Российской Федерации (далее - Комиссия), включить в состав Комиссии представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Привлекать к работе в Комиссии экспертов, ученых, представителей общественных объединений, органов молодежного самоуправления, образовательных и научных организаций.

5.7.2. Рекомендуется создать общественный совет при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реализующем государственную молодежную политику. При создании общественного совета рекомендуется руководствоваться Стандартом деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, одобренным протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 24 июня 2015 года N 3.

5.7.3. Рекомендуется создать молодежные коллегиальные совещательные структуры (органы молодежного самоуправления) при высших исполнительных и законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации (молодежные правительства, парламенты, советы, палаты и т.д.), а также коллегиальные совещательные молодежные структуры при органах местного самоуправления в каждом муниципальном образовании.

5.7.4. Рекомендуется развивать сеть коллегиальных совещательных молодежных структур при образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях (далее - органы студенческого самоуправления), а также на предприятиях субъекта Российской Федерации (советы молодых специалистов).

5.7.5. Рекомендуется создать Совет молодых ученых и специалистов при высшем исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

5.8. Рекомендуется наличие (создание - при отсутствии) института координаторов (внештатных специалистов) по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации (Приложение N 4), ведущих свою деятельность в муниципальных образованиях, образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, детских и молодежных общественных объединениях, в соответствии с Методическими рекомендациями по организации работы координаторов по молодежной политике в субъектах Российской Федерации, утверждаемыми Федеральным агентством по делам молодежи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»