Действующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" (с изменениями на 26 августа 2023 года)

II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы


К приоритетам государственной политики в сфере управления региональными и муниципальными финансами относятся:

совершенствование межбюджетных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

содействие сбалансированному исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

сокращение долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и принятие мер по ограничению роста государственного долга;

создание механизмов реализации инвестиционных проектов в регионах и стимулирование экономического развития;

повышение качества управления финансами в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

поощрение субъектов Российской Федерации по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению национальных целей развития Российской Федерации, а также совершенствование механизма указанной оценки;

поощрение и распространение применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований;

проведение оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов и оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления, в целях устранения избыточного регулирования деятельности по осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также недостаточности финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;

совершенствование системы разграничения полномочий между органами публичной власти.

Совершенствование межбюджетных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях осуществляется путем:

обеспечения стабильности и предсказуемости системы межбюджетных отношений, а также повышения ее открытости и прозрачности;

ускорения доведения межбюджетных трансфертов до бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

повышения гибкости предоставления межбюджетных трансфертов путем обеспечения возможности оперативного перераспределения межбюджетных трансфертов в течение всего срока реализации национальных проектов, а также возможности осуществлять за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации дополнительные расходы на финансовое обеспечение мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета, в целях их опережающей реализации с правом на возмещение указанных расходов в последующих периодах;

исключения при предоставлении целевых и нецелевых межбюджетных трансфертов факторов, которые могут оказать дестимулирующее влияние в случае активизации деятельности субъектов Российской Федерации по наращиванию регионального налогового потенциала;

совершенствования подходов к выравниванию субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности;

совершенствования подходов к формированию и предоставлению единой субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью повышения эффективности ее предоставления и использования;

совершенствования подходов к формированию, распределению и предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью повышения эффективности их предоставления и использования;

перевода иных межбюджетных трансфертов в субсидии как более прозрачный механизм государственной поддержки или в иные виды поддержки;

учета при предоставлении межбюджетных трансфертов перспективных экономических специализаций регионов, предусмотренных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

координации достижения целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Содействие сбалансированному исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется за счет:

выравнивания субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности;

сокращения разрывов дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности с учетом общего объема финансовой поддержки из федерального бюджета на реализацию собственных полномочий субъектов Российской Федерации;

сохранения до 2030 года механизма централизации 1 процентного пункта налога на прибыль организаций в качестве источника увеличения объемов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие c 6 сентября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2023 года N 1394. - См. предыдущую редакцию)

оказания нецелевой финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации в течение текущего финансового года в целях содействия сбалансированному исполнению консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

обеспечения исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию;