Размещение предприятий отрасли промышленности строительных материалов обусловливается состоянием пространственного развития Российской Федерации. При развитии предприятий отрасли необходимо учитывать сложившиеся и перспективные конкурентные преимущества и экономическую специализацию субъектов Российской Федерации, а также цели, задачи и приоритеты стратегии пространственного развития Российской Федерации.
Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации" предусматривается создание государственной информационной системы промышленности, на основе которой предполагается разработать интерактивную карту промышленности строительных материалов Российской Федерации. Геоинформационная система промышленности строительных материалов позволит в актуальном режиме отражать размещение предприятий отрасли по каждому региону страны, что будет способствовать более оперативному определению и оценке проблем отрасли, выявлению приоритетных направлений размещения новых предприятий отрасли на территории Российской Федерации, а также расширит возможности внутри- и межотраслевой технологической, инвестиционной и сбытовой кооперации. Результатом станет создание и развитие наиболее эффективных производственно-логистических цепочек как между предприятиями, так и между производителями и потребителями. Для целей государственного управления значимость геоинформационной системы промышленности строительных материалов заключается в возможности оперативного мониторинга финансовой, экономической, инвестиционной и социальной деятельности предприятий, что приведет к улучшению качества государственного регулирования отрасли.
Для оценки прогнозного спроса на строительные материалы планируется сформировать среднесрочные и долгосрочные прогнозные балансы спроса и предложения в целях реализации сценарных условий социально-экономического развития и прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Данные указанных балансов станут ключевыми для инвесторов при принятии решения о реализации нового инвестиционного проекта и определения его основных условий, для финансирующей организации - в процессе отбора проектов для предоставления финансирования. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации смогут опираться на подготовленные прогнозы в целях разработки наиболее действенных мер государственного стимулирования отрасли, а также в целях принятия решений о целесообразности предоставления государственной поддержки при осуществлении отдельных проектов и создании новых производств. Прогнозные балансы спроса и предложения на среднесрочный и долгосрочный период станут инструментом, позволяющим проводить скоординированную федеральную и региональную промышленную политику в области размещения и развития промышленности строительных материалов с учетом экономической специализации субъектов Российской Федерации.
На основании долгосрочных прогнозных балансов спроса и предложения планируется формирование плана мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционных проектов и создание производств инновационных строительных материалов. При подготовке указанного плана необходимо учитывать:
данные о потребности в инновационных строительных материалах по субъектам Российской Федерации, сформированные на основании единой информационной базы данных о передовых материалах и технологиях, применяемых в строительстве;
территориальную (адресную) схему размещения новых предприятий (технологических линий);
обоснование целесообразности строительства нового предприятия или модернизации (реконструкции) действующего предприятия;
наличие необходимых сырьевых и энергетических ресурсов, а также состояние и доступность транспортной инфраструктуры;
наличие квалифицированных кадров и (или) возможность организации профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения имеющихся трудовых ресурсов;
расчет необходимых для реализации проекта финансовых ресурсов;
возможные меры государственной поддержки, стимулирующие привлечение частных инвестиций, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
План мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционных проектов и создание производств инновационных строительных материалов, ориентирован на поддержание кластерного подхода к размещению промышленности, который стимулирует процессы производственной кооперации и способствует синхронизации региональной и федеральной промышленной политики.
Показатели Стратегии определены с учетом недопущения необоснованного роста цен на строительные материалы и резкого изменения структуры себестоимости в строительстве.
Для целей реализации указанного плана Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства обеспечит вовлечение в оборот находящихся в федеральной собственности земельных участков.