Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 12. Образовательные программы

1. Образовательные программы определяют содержание образования в образовательной организации.

Содержание образования - это система знаний, умений, навыков, отношений и творческой деятельности, которыми овладевает ученик в ходе процесса обучения.


В ч.1 комментируемой статьи установлены критерии, которым должно соответствовать содержание образования. В числе таких критериев названы:

- взаимопонимание и сотрудничество между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;

- учет разнообразия мировоззренческих подходов;

- способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечение развития способностей каждого человека;

- формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации - уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующих подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

2. В Российской Федерации по всем уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

Основные образовательные программы определяют цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Дополнительные образовательные программы определяют задачи адаптации детей в обществе, профессиональной ориентации, выявления и поддержки способных и талантливых детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В ч.3 комментируемой статьи приведен перечень видов основных общеобразовательных программ, основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения.

В свою очередь, ч.4 комментируемой статьи устанавливает виды дополнительных образовательных программ, включая дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы.

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, наделены полномочием самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы.

Разработка и утверждение образовательных программ дошкольного образования производится с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования и требований приказа Минобрнауки России от 17 октября 2013 года N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

В частности, данным приказом установлено, что образовательная программа дошкольного образования формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с установленными требованиями.

При разработке программы образовательная организация определяет продолжительность пребывания детей в данной организации, режим работы организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в группах различные программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продленного дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.

4. Образовательные программы разрабатываются по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательные организации высшего образования, имеющие право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

Приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 года N 594 утвержден Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ.

В частности, данным Порядком установлено, что примерные программы разрабатываются по:

- основным общеобразовательным программам (образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования);

- основным профессиональным образовательным программам (образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена; образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

- основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные основные образовательные программы разрабатываются Минобрнауки России с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования включаются в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре, общедоступна.

Примерные программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре разрабатываются Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки - Министерством культуры РФ, примерных программ ординатуры - Министерством здравоохранения РФ.

Примерные программы включают в себя рекомендуемую учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.