1. Часть 1 комментируемой статьи раскрывает основные элементы системы образования.
Одним из таких элементов являются нормативные документы, определяющие основные требования к порядку осуществления и содержанию образовательного процесса.
Комментируемой статьей предусмотрено, что к таким документам относятся:
- федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты (см. комментарий к ст.11);
- образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности (см. комментарий к ст.12).
Например, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования утверждены следующими актами:
- приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (дошкольное образование);
- приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (начальное общее образование: 1-4 классы);
- приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (основное общее образование: 5-9 классы);
- приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (среднее общее образование: 10-11 классы).
Вторым элементом системы образования являются субъекты образовательной деятельности, в числе которых:
- организации, осуществляющие образовательную деятельность, т.е. образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность (см. главу 3 комментируемого закона);
- педагогические работники - физические лица, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (см. комментарий к ст.47);
- обучающиеся, т.е. физические лица, осваивающие образовательную программу (см. комментарий к ст.33);
- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся (см. комментарий к ст.44). Законными представителями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет помимо родителей являются усыновители и попечители (см. ст.26 Гражданского кодекса РФ, ст.64 Семейного кодекса РФ). В отношении несовершеннолетних, не достигших 14-ти лет (малолетних), законными представителями являются родители, усыновители и опекуны (см. ст.28 Гражданского кодекса РФ, ст.64 Семейного кодекса РФ). Законными представителями детей, оставшихся без попечения родителей, до передачи в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступают органы опеки и попечительства (см. ст.123 Семейного кодекса РФ, ст.7 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Также в соответствии со ст.8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ органы опеки и попечительства являются законными представителями несовершеннолетних и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных.
Еще одним элементом системы образования являются субъекты управления в сфере образования. К таким субъектам комментируемая статья относит федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы.
В Методических рекомендациях по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, изложенных в письме Минобрнауки России от 22 октября 2015 года N 08-1729 "О направлении методических рекомендаций", отмечается, что в комментируемом законе по сравнению с ранее действовавшим Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием комментируемого закона) принцип государственно-общественного управления образованием перенесен из принципов государственной политики в сфере образования в перечень принципов организации управления системой образования в целом и во всех ее структурных элементах: "Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер" (ч.1 ст.89 комментируемого закона). То есть все субъекты управления системой образования должны в той или иной мере включать принцип государственно-общественного управления в свои структуры управления.
На уровне государственного управления в сфере образования данная норма отражена в п.3 ч.1 комментируемой статьи - через включение консультативных, совещательных и иных органов, создаваемых федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в структуру системы образования. Исчерпывающего перечня таких органов на федеральном уровне не предусмотрено.
Также элементом системы образования являются субъекты обеспечения образовательной деятельности, оценки качества образования, к которым относятся организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Так, например, согласно ч.1 ст.93 комментируемого закона государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования. Кроме того, ст.95 комментируемого закона предусмотрена независимая оценка качества образования, которая осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки (независимую оценку качества подготовки обучающихся; независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность).
Негосударственные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования, являются еще одним элементом системы образования. В п.5 ч.1 комментируемой статьи приведены возможные виды таких объединений: объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Отметим, что согласно ст.5 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
2. В ч.2 комментируемой статьи приводится классификация образования, которая предусматривает следующие виды образования: