Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

1. Являясь Основным Законом государства, Конституция РФ осуществляет непосредственное регулирование отношений в сфере образования. Конституция устанавливает основы конституционного строя РФ, гарантируя, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью в государстве. Это одна из форм реализации принципа социального государства, которым презюмирует себя Россия.


Именно Конституция РФ гарантирует каждому человеку право на образование и свободный выбор того образовательного учреждения, которое в наибольшей степени соответствует его интересам и потребностям.

Наряду с правовым регулированием образования как права человека, Конституция РФ формирует систему органов государственной власти, которые в рамках своей компетенции реализуют функции государственного управления образованием. В данном случае речь идет об органах общей компетенции. Например, Основным законом государства определяется статус Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина, т.е. высшего должностного лица государства, в обязанности которого входит обеспечение и защита прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

Именно Конституция РФ формирует структуру правозащитных органов - судов, отправляющих правосудие на территории РФ и обеспечивающих реализацию права на образование. В целом, Конституцию РФ можно охарактеризовать как акт общего характера, поскольку ее нормы ориентированы на совокупность конституционных прав и свобод граждан, одним из которых является право на образование, т.е. отношения в сфере образования составляют лишь одну сторону ее правового регулирования.

В отличие от Конституции РФ, комментируемый закон является актом специального регулирования, его нормы направлены непосредственно на урегулирование отношений в сфере образования. Эти отношения и составляют собственно предмет его правового регулирования. Он призван построить качественно новую систему образования, соответствующую современным тенденциям развития общества и требованиям международных норм. В отличие от ранее действовавших законодательных актов в данной сфере, комментируемый закон в большей степени ориентирован на единую международную систему образования, адаптацию российского образования с иными мировыми системами. Однако, как и большинство законов, он регламентирует наиболее важные аспекты реализации отношений в сфере образования, которые в последующем дополняются и конкретизируются рядом подзаконных актов.


Несмотря на специальный характер комментируемого закона, он не является единственным законодательным актом в данной сфере, его нормы реализуются в совокупности с предписаниями иных актов, принятых и действующих в РФ. Ярким примером совместного регулирования является Гражданский кодекс РФ. Комментируемый закон предусматривает оказание образовательных услуг образовательными организациями в условиях сформированной автономии, Гражданский кодекс РФ, в свою очередь, определяет круг субъектов, которым такие услуги могут быть предоставлены: понятие и критерии физических и юридических лиц, возможность их участия в гражданском обороте. В качестве специальной нормы Гражданский кодекс РФ устанавливает порядок оказания образовательных услуг, регламентируя структуру и содержание договора оказания услуг, порядок его заключения и реализации. Именно Гражданский кодекс РФ формирует комплекс прав и обязанностей участников такого договора, а соответственно, общественных отношений в сфере образования.


К числу иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере образования, можно отнести и Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административной ответственности, которые наряду с Гражданским кодексом РФ предусматривают применение мер ответственности за нарушение требований действующего законодательства. Наряду с указанными нормами Гражданский кодекс РФ предусматривает и способы защиты нарушенных или оспариваемых прав, т.е. совокупность юридически значимых действий, позволяющих человеку достичь желаемых результатов в сфере реализации принадлежащего ему права на образование.


Правовое регулирование в сфере образования обеспечивается и иными нормативными актами, которые, как правило, являются актами общего регулирования, призванными упорядочить различные виды взаимоотношений в обществе, в том числе и отношения в сфере образования.

Регулирование отношений, составляющих предмет комментируемого закона, не является исключительной прерогативой федеральных органов государственной власти, оно обеспечивается и субъектами РФ, например, посредством принятия региональных законов об образовании. Примером реализации нормотворческой функции субъектов РФ может выступать Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 года N 1698/506-V-ОЗ "Об образовании в Оренбургской области".

2. Немаловажное значение в применении норм закона играют и цели обеспечения правового регулирования, поскольку они призваны определить, для чего принимается соответствующий нормативный акт в государстве. Цель правового регулирования заключается в обеспечении действенности правовых норм, т.е. в их практическом применении и удовлетворении правовых интересов субъектов правоотношений в сфере образования.

Комментируемый закон призван установить государственные гарантии и механизм реализации прав и свобод человека в сфере образования. Фактически указанные аспекты реализованы в рамках Основного закона государства. Однако комментируемый закон является актом специального регулирования и непосредственно ориентирован на обеспечение государственных гарантий и механизма реализации прав и свобод в конкретной сфере деятельности. В этой связи его нормы отличаются большей конкретностью по отношению к конституционным положениям, раскрывают и уточняют их смысл и содержание. В части предоставления государственных гарантий большинство норм являются трансформированными, регламентированными иными источниками права.

В механизме реализации прав и свобод личности необходимо выделять специальные гарантии, их обеспечение и гарантии их защиты в случаях правонарушений, которые и составляют специальный предмет правового регулирования комментируемого закона. Механизм гарантий с точки зрения практики представляет собой совокупность гарантий, в которых органы государственной власти рассматриваются как институты судебной и внесудебной защиты прав. В этой связи в качестве самостоятельной цели принятия комментируемого закона выделяется защита прав и интересов участников отношений в сфере образования. Следует обратить внимание, что реализация указанной цели осуществляется допустимыми законом методами и средствами в форме, установленной Гражданским кодексом РФ; т.е. наряду со специальными нормами, декларирующими порядок защиты и определяющими порядок ее реализации, действуют и общие предписания Гражданского кодекса РФ, определяющие формы реализации указанной цели.

3. Цели правового регулирования неразрывно связаны с его задачами, поскольку именно на основе целей формируются задачи соответствующего механизма, в данном случае регулирования отношений в сфере образования. Задачи формируются в соответствии с поставленными целями.

Правовое регулирование в области образования осуществляется для решения следующих задач:

- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование, т.е. формирование комплексного механизма, позволяющего субъектам таких правоотношений в полной мере реализовать принадлежащее им право. Предоставление государственных гарантий защиты конституционного права человека запрещает использование дискриминационных подходов в отношении отдельных субъектов и выступает средством достижения равенства прав таких лиц независимо от каких-либо субъективных обстоятельств. При этом следует обратить внимание, что комментируемый закон предусматривает обеспечение и защиту права граждан РФ, в то время как право на образование не имеет гражданской принадлежности и является всеобщим правом, принадлежащим любому человеку, независимо от наличия у него российского гражданства;


- создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации - как и любой процесс современного мира, образование подвержено постоянным изменениям, которые не должны выходить за рамки правового поля. Соблюдение указанного требования обеспечивается посредством формирования комплекса условий реализации права на образование. Создание правовых условий обеспечивается не только посредством разработки и принятия комплекса правовых актов, регулирующих правоотношения в рассматриваемой сфере, но также и непосредственным применением в правовом государстве принципа законности, предполагающего неукоснительное и добровольное соблюдение установленных правовых требований всеми субъектами, осуществляющими взаимодействие в рамках общественных отношений, составляющих предмет регулирования комментируемого закона. Экономические условия достигаются посредством разумного сочетания автономии образовательных организаций и государственного регулирования рассматриваемых отношений, в том числе посредством предоставления финансового обеспечения деятельности участников правоотношений. Создание финансовых условий зачастую является краеугольным камнем в сфере образования в силу сокращения уровня государственного финансирования и расширения круга дополнительных источников финансирования образования. Указанные три блока условий являются взаимосвязанными и могут быть реализованы в полной мере только в их совокупности, поскольку в отсутствие правовой основы не решаются финансовые аспекты развития образовательного сегмента, а в отсутствие достаточного и необходимого финансирования не могут быть сформированы ни правовые, ни экономические условия;


- создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования является объективной необходимостью, поскольку формирование качественно новой системы образования повлекло за собой расширение круга субъектов правоотношений в данной сфере, а соответственно и расширение круга их интересов. Подобное расширение неукоснительно влечет за собой возникновение конфликтов при их реализации, локализовать которые позволит действенный механизм правового регулирования таких отношений. В общей массе интересов достаточно сложно выделить наиболее значимые интересы большинства, что также тормозит процесс их согласования при отсутствии должного правового регулирования. Интересы зависят от различных факторов, подвержены частым изменениям, контролировать которые возможно посредством применения эффективного механизма правового регулирования - основного источника воздействия на общественные отношения в правовом государстве;


- определение правового положения участников отношений в сфере образования - каждый субъект в рамках конкретных правоотношений наделяется совокупностью прав и обязанностей, сопряженных с мерой ответственности. Нередко реализация прав и исполнение обязанностей одним субъектом нарушает или ущемляет права других лиц. В этой связи определение правового статуса участников отношений сводится не только к определению комплекса прав и обязанностей, а также степени ответственности указанных лиц за совершенные ими деяния, но и к регламентации порядка реализации таких прав и обязанностей, исключая при этом нарушения правового статуса иных субъектов. При определении правового положения участников правоотношений следует учитывать наличие у субъекта правосубъектности (правоспособности, дееспособности и деликтоспособности). Эти элементы создают общие предпосылки для физического лица в обладании правами и обязанностями, непосредственно сам правовой статус, т.е. совокупность прав, свобод и обязанностей субъекта. Еще одной составной частью правового положения выступают гарантии правового положения (механизм реализации прав и свобод, а также механизм их защиты), законные интересы, ответственность. Они подчинены правовому статусу и зависят от него;


- создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства направлено на расширение круга субъектов, реализующих в РФ право на образование. Создание условий предполагает наличие факторов, побуждающих не только граждан РФ, но также и иностранных граждан и лиц без гражданства получить образование на территории РФ. В качестве такого условия может выступать установление низкой по сравнению с рядом европейских государств стоимости обучения, поскольку для данной категории лиц обучение в России осуществляется за их счет. Дополнительным условием реализации данного права может выступать высокое качество образования, которое длительное время привлекало в российские вузы иностранных граждан и лиц без гражданства, а также упрощенная процедура поступления и т.п. Наибольшего эффекта в решении указанной задачи позволит достичь комплексное создание условий, определяющих выбор рассматриваемой категории субъектов в пользу российских образовательных организаций;