Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 104. Статистика взаимной торговли с государствами - членами Таможенного союза


В отличие от таможенной статистики внешней торговли необходимость ведения статистики взаимной торговли возникла после образования Таможенного союза. В целях обеспечения полного и достоверного учета данных в торговле с третьими странами и во взаимной торговле товарами, анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, обеспечения органов таможенного союза соответствующей информацией для принятия решений в области торговой политики, было принято Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза (Москва, 25 января 2008 года), регулирующее отношения, возникающие при ведении таможенной статистики внешней торговли товарами и статистики взаимной торговли товарами Таможенного союза.

На основе указанного Соглашения и в целях реализации положений комментируемой статьи было издано постановление Правительства РФ от 29 января 2011 года N 40 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" (утратило силу), утвердившее Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Однако Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза (Москва, 25 января 2008 года) прекратило действие с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) (указанный Договор вступил в силу с 1 января 2015 года) (см. ст.113 данного Договора и Протокол о прекращении действия международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (приложение N 33 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 года)).

Статья 24 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) определила, что в целях эффективного функционирования и развития ЕАЭС формируется официальная статистическая информация ЕАЭС. При этом порядок формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС определяется согласно приложению N 4 к указанному Договору, где, в свою очередь, содержится текст Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза.

Обозначенный Протокол, в том числе предусматривает, что в целях обеспечения государств - членов ЕАЭС и ЕЭК официальной статистической информацией о товарах, перемещаемых между государствами-членами во взаимной торговле, уполномоченные органы осуществляют ведение статистики взаимной торговли товарами с другими государствами-членами. Также закреплено, что ведение статистики взаимной торговли товарами осуществляется уполномоченными органами в соответствии с методологией, утверждаемой ЕЭК (см. Единую методологию ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 525).

Перечень статистических показателей, сроки и форматы предоставления официальной статистической информации государств - членов утверждаются ЕЭК по согласованию с уполномоченными органами. В данном отношении действует решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 декабря 2014 года N 224 "О предоставлении официальной статистической информации Евразийской экономической комиссии уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза и о признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии", которым утверждены:

- перечень статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза;

- форматы предоставления официальной статистической информации Евразийской экономической комиссии уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза.

Так, в разделе 18 "Внешняя и взаимная торговля" обозначен перечень соответствующих статистических показателей, которые должны быть предоставлены ЕЭК уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС.

Что же касается постановления Правительства РФ от 29 января 2011 года N 40, то оно утратило силу в связи с принятием постановление Правительства РФ от 7 декабря 2015 года N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (вместе с "Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза"), которое применяется с 10 января 2016 года.

Таможенные органы осуществляют сбор статистических форм учета перемещения товаров во взаимной торговле (далее по тексту комментируемой статьи - статистические формы). Статистические формы представляются участниками взаимной торговли через официальный сайт ФТС России. Сведения, заявляемые в статистических формах, носят уведомительный характер и не требуют документального подтверждения. ФТС России рекомендует при представлении статистических форм использовать электронную подпись для удостоверения полноты и достоверности заявляемых в них сведений. При этом может применяться та же электронная подпись, которая используется при декларировании товаров, перемещаемых в рамках внешней торговли, в электронной форме.

На интернет-сайте ФТС России (раздел "Личный кабинет участника ВЭД: Статистическое декларирование": URL: http://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Services/About/Stat/) размещены подробные инструкции для участников взаимной торговли о порядке заполнения и отправки статистических форм.

Следует обратить внимание, что заявитель несет ответственность за своевременность подачи статистической формы, полноту и достоверность сведений, содержащихся в статистической форме. Также необходимо знать, что за нарушение порядка представления статистических форм ст.13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.