Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 102. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации

1. В соответствии с положениями комментируемого Закона таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли, таможенную статистику взаимной торговли и специальную таможенную статистику.

Комментируемая статья посвящена вопросам таможенной статистики внешней торговли. Часть 1 настоящей статьи закрепляет, что в целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, представляемых в таможенной декларации на товары в соответствии со ст.180 ТК ТС.

Данные таможенной статистики внешней торговли используются для:

- выявления объема импорта и доли импортированной продукции в общем товарообороте;

- выявления объема экспорта, его доли в общем объеме производства продукции в стране;

- выявления основных участников рынка, наиболее активно ведущих импортно-экспортные операции;

- выявления основных регионов - импортеров или экспортеров продукции;

- выявления типов продукции, которая наиболее активно импортируется или экспортируется;

- оценки влияния сезонного фактора на объем импорта или экспорта;

- оценки реакции рынка импорта или экспорта на различные изменения, происходящие в области политики и законодательства страны.

Предметом наблюдения и изучения в таможенной статистике внешней торговли является внешнеторговый оборот государства, т.е. экспорт и импорт товаров в их количественном и стоимостном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта ("товар-страна", "страна-товар").

Непосредственными объектами наблюдения являются экспортные и импортные товары, приведенные в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В таможенной статистике внешней торговли учитываются все товары, которые добавляются к запасам материальных ресурсов Российской Федерации или вычитаются из них в результате их ввоза в пределы или их вывоза за пределы территории Российской Федерации.

2. Таможенная статистика отражает динамику показателей внешнеторгового оборота, объемов экспорта и импорта в натуральном и стоимостном выражении, изменения географической направленности экспортно-импортных операций.

Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации ведется в соответствии с ТК ТС (см. гл.5 и др.), Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли Таможенного союза и законодательством Российской Федерации.

Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 525, см. также решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 837 "Об Инструкции о порядке формирования данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза".

Целью Единой методологии таможенной статистики внешней торговли является определение порядка формирования, ведения и распространения таможенной статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза с третьими странами и статистики взаимной торговли между государствами - членами Таможенного союза, отвечающих потребностям органов законодательной и исполнительной власти, иных пользователей, включая международные экономические организации. В Единой методологии таможенной статистики внешней торговли изложены основные правила учета данных о внешней торговле государств - членов Таможенного союза.

Приказом Федеральной таможенной службы от 25 декабря 2014 года N 2560 утвержден Порядок ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации. Данный Порядок устанавливает основные правила сбора, обработки и формирования данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам РФ, а также порядок и сроки предоставления и публикации данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам РФ.

Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации по субъектам РФ ведется с целью:

- анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков субъектов РФ с учетом анализа их макроэкономических показателей;

- обеспечения данными таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам РФ федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и иных пользователей;

- содействия развитию внешнеэкономической деятельности субъектов РФ, расширению их внешнеторговых связей.

Ведение таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации осуществляется по территориальному признаку и охватывает статистические наблюдения в субъектах РФ. При этом учет товаров, состав показателей таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам РФ, классификация товаров, определение статистической стоимости и количественный учет товаров, правила определения страны-партнера осуществляются в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 525.

3. Таможенные органы в обязательном порядке и на безвозмездной основе предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации:

1) Президенту РФ;

2) Федеральному Собранию РФ;

3) Правительству РФ.

Иным субъектам таможенные органы предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, не содержащие государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты) (например, налоговую, см. ст.102 НК РФ) либо другую информацию ограниченного доступа, бесплатно и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (см. Закон РФ "О государственной тайне", ФЗ "О коммерческой тайне", ФЗ "О банках и банковской деятельности", ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") и международными договорами Российской Федерации.

К "иным" субъектам, в частности, относятся, иные федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суды, органы прокуратуры, Банк России, государственные внебюджетные фонды, профсоюзные объединения и объединения работодателей, а также международные организации.