Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 91. Рассмотрение заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов

1. Часть 1 комментируемой статьи, а также раздел "Срок предоставления государственной услуги" Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утвержденного приказом ФТС России от 14 сентября 2011 года N 1877, подробно и четко регламентируют срок, в течение которого ФТС России рассматривает заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и принимает решение о включении или об отказе во включении юридического лица в указанный реестр.

2. После получения заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов уполномоченный таможенный орган проводит выездную таможенную проверку в отношении заявителя в соответствии с подп.3 п.4 ст.132 ТК ТС. В случае, если заявитель указывает, что является лицом, осуществляющим деятельность по производству товаров, данная информация также проверяется уполномоченным таможенным органом в ходе выездной таможенной проверки.

3. Если юридическое лицо фактически не находится по месту нахождения, указанному в заявлении о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, а также если по результатам проверки представленных документов и сведений либо таможенного осмотра помещений и (или) территорий таможенный орган установит, что одно или несколько условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора не соблюдены, но это может быть исправлено заявителем, то таможенный орган перед принятием решения об отказе во включении в реестр уполномоченных экономических операторов уведомляет заявителя о выявленных фактах.

В этом случае заявитель в течение 30 дней со дня получения такого уведомления вправе подтвердить таможенному органу выполнение соответствующих условий.

Если заявитель в течение 30 дней со дня получения такого уведомления не устранил фактов, явившихся основанием для выдачи либо направления уведомления, и не информировал об их устранении уполномоченный таможенный орган, в акте выездной таможенной проверки делается вывод о несоблюдении юридическим лицом условий присвоения статуса уполномоченного экономического оператора.

4. В силу ч.4 комментируемой статьи течение срока рассмотрения заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов приостанавливается:

- на период со дня получения заявителем уведомлений таможенного органа до дня подтверждения заявителем выполнения требований и (или) условий, установленных таможенным органом, или истечения указанного в ч.3 комментируемой статьи срока;

- на период со дня вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений при проведении выездной таможенной проверки до дня получения таких документов и сведений на основании ст.98, 132 и 134 ТК ТС;

- на период со дня направления заявителю уведомления о принятии предварительного решения о соблюдении иных условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора до дня представления заявителем уполномоченному таможенному органу документов, подтверждающих предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, или истечения 60 календарных дней со дня направления заявителю уведомления о принятии предварительного решения о соблюдении иных условий включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов.

Необходимо учитывать, что согласно п.3 ст.5 ТК ТС течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

5. Таможенный орган, рассматривающий заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие сведения, указанные заявителем. Указанные лица обязаны в течение 10 дней со дня получения запроса представить запрашиваемые документы и сведения. При этом заявитель может по собственной инициативе представить недостающие или уточняющие документы, удостоверенные соответствующими государственными органами или иным установленным способом.

6. В случае подтверждения соблюдения условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора в пределах срока рассмотрения заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов таможня (таможни), в регионе деятельности которой (которых) заявитель планирует осуществлять деятельность в качестве уполномоченного экономического оператора, и заявитель согласовывают порядок взаимодействия таможенных органов, осуществляющих таможенные операции, с уполномоченным экономическим оператором при применении специальных упрощений, а также регламент обмена информацией между уполномоченным экономическим оператором и таможенными органами путем подписания соглашения, предусмотренного ч.8 ст.86 комментируемого Закона.

В этом случае проект соглашения готовится уполномоченным экономическим оператором по типовой форме, утвержденной приказом ФТС России от 20 сентября 2011 года N 1914 "Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором".

Если юридическое лицо планирует совершать таможенные операции с применением специальных упрощений в регионе деятельности одной таможни, соглашение заключается между данной таможней и уполномоченным экономическим оператором.

Если юридическое лицо планирует совершать таможенные операции с применением специальных упрощений в регионах деятельности нескольких таможен, соглашение заключается между каждой таможней и уполномоченным экономическим оператором.

7. Решение о включении юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов оформляется путем выдачи свидетельства, предусмотренного ст.92 комментируемого Закона, руководителю или иному уполномоченному представителю юридического лица под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, не позднее 14 рабочих дней со дня принятия такого решения (см. об этом также приказ Федеральной таможенной службы от 14 сентября 2011 года N 1877 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов").

8. Что касается принятия решения об отказе во включении в реестр уполномоченных экономических операторов, то таможенный орган принимает такое решение только в случае несоблюдения заявителем условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора, предусмотренных ст.39 ТК ТС и ст.88 комментируемого Закона.

При этом решение об отказе во включении в реестр уполномоченных экономических операторов доводится до руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, не позднее 14 рабочих дней со дня принятия такого решения.

9. Частью 9 комментируемой статьи закреплено, что за рассмотрение заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и включение в указанный реестр плата не взимается. Аналогичное положение продублировано и в Административном регламенте Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утв. приказом ФТС России от 14 сентября 2011 года N 1877.