1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет, что в силу п.1 ст.41 ТК ТС уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены следующие специальные упрощения:
1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора без включения его в реестр владельцев складов временного хранения;
2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст.197 ТК ТС;
3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора при их ввозе в Российскую Федерацию, в соответствии с ч.3 ст.87 комментируемого Закона;
4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза.
Практика применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления свидетельствует о востребованности таких мест временного хранения товаров как помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора, а также о широком использовании выпуска товаров до подачи таможенной декларации.
2. Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору, в настоящее время определен решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 323 "О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору".
3. При применении специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору, не применяются ограничения мест декларирования отдельных товаров, установленные в соответствии с ч.2 ст.205 комментируемого Закона.
В качестве примера таких ограничений можно привести следующие правовые акты ФТС России:
- приказ ФТС России от 1 марта 2013 года N 369 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом". В соответствии с данным приказом таможенные посты не обладают правомочиями на совершение таможенных операций в отношении товаров, находящихся в воздушных пунктах пропуска и международных аэропортах, помимо товаров, находящихся в воздушных пунктах пропуска и международных аэропортах в регионе их деятельности. Пунктом 8 данного приказа установлено, что его положения не применяются в отношении юридических лиц, которым присвоен статус уполномоченных экономических операторов;
- приказ ФТС России от 28 сентября 2010 года N 1787 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом". В соответствии с данным приказом таможенные посты не обладают правомочиями на совершение таможенных операций в отношении товаров, находящихся в морских (речных) пунктах пропуска и портах, помимо товаров, находящихся в морских (речных) пунктах пропуска и портах в регионе их деятельности. Пунктом 6 данного приказа установлено, что его положения не применяются в отношении юридических лиц, которым присвоен статус уполномоченных экономических операторов.
4. По общему правилу, установленному п.1 ст.220 ТК ТС, местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено ТК ТС.
Уполномоченный экономический оператор получает возможность сразу осуществить доставку иностранных товаров, следующих в его адрес, в свои помещения, на открытые площадки и иные территории, имеющие статус зоны таможенного контроля и находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения. Исключение необходимости доставки указанных товаров в место нахождения таможенного органа назначения позволяет значительно сократить временные и финансовые издержки участника внешнеэкономической деятельности.
Обозначение зон таможенного контроля регламентировано ст.163 комментируемого Закона.
5. Часть 5 комментируемой статьи содержит отсылочную норму к ст.87 комментируемого Закона.
6. Часть 7 комментируемой статьи, по сути, повторяет условие п.2 ст.41 ТК ТС о том, что специальные упрощения, предусмотренные данной статьей, применяются только в случаях, если уполномоченный экономический оператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение специальных упрощений, и уточняет, что это условие распространяется и на вполне вероятные случаи производства таможенного декларирования товаров таможенным представителем, действующим от имени и по поручению уполномоченного экономического оператора.
7. Помимо приказа ФТС России от 14 сентября 2011 года N 1877 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов", ФТС России во исполнение ч.8 комментируемой статьи издан приказ от 20 сентября 2011 года N 1914 "Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором".
8. В силу подп.6 п.1 ст.6, п.1 и 2 ст.94, подп.4 п.2 ст.128 ТК ТС в целях ускорения проведения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию в случае применения уполномоченным экономическим оператором предварительного таможенного декларирования товаров таможенные органы могут до прибытия товаров на территорию Российской Федерации уведомить уполномоченного экономического оператора о проведении таможенного досмотра таких товаров, за исключением случаев, когда такое предварительное уведомление будет препятствовать проведению таможенного контроля или способствовать снижению его эффективности. В этом случае таможенный досмотр может осуществляться таможенными органами без предварительного уведомления уполномоченного экономического оператора.
9. Правительство РФ уполномочено определять порядок предварительного уведомления уполномоченного экономического оператора о проведении проверки товаров, вывозимых из Российской Федерации, до их загрузки в транспортное средство для вывоза товаров из Российской Федерации.
10. Положения ч.11 комментируемой статьи, в отличие от общеустановленного порядка, закрепляют в качестве места проведения фактического таможенного контроля, причем в приоритетном порядке, не зону таможенного контроля склад временного хранения или зону таможенного контроля в месте нахождения таможенного органа, а помещения, открытые площадки и иные территории уполномоченного экономического оператора, где размещены декларируемые им товары. Такое положение позволяет значительно сократить временные и финансовые издержки участника внешнеэкономической деятельности.
11. Специальные упрощения, обозначенные в ч.1 комментируемой статьи, не предоставляются в случаях:
1) если уполномоченным экономическим оператором осуществляется ввоз в Российскую Федерацию товаров, отправителем либо продавцом которых выступает юридическое лицо, зарегистрированное на территории, которая включена в утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (см. приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 года N 108н "Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)");
2) если оплата товаров, ввозимых уполномоченным экономическим оператором в Российскую Федерацию, осуществляется путем проведения финансовых операций через офшорные зоны.
12. Сроки выпуска товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, распространяются и на те случаи, когда декларантом специальные упрощения не применяются:
1) выпуск товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, должен быть завершен в день регистрации декларации на товары в случае, если декларация на товары зарегистрирована не менее чем за четыре часа до окончания времени работы таможенного органа;
2) в случае, если декларация на товары зарегистрирована менее чем за четыре часа до окончания времени работы таможенного органа, выпуск товаров должен быть завершен не позднее четырех часов после начала работы этого таможенного органа.