1. В ч.1 комментируемой статьи законодатель закрепляет порядок, согласно которому принятие таможенными органами и их должностными лицами решений осуществляются в пределах их компетенции. Компетенция таможенных органов - это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Например, компетенция ФТС России реализуется в двух направлениях:
- внутреннем, связанным с руководством, контролем и обеспечением нормального функционирования всей системы российских таможенных органов. ФТС России создает, преобразует и ликвидирует конкретные нижестоящие таможенные органы; определяет их компетенцию и территориальный масштаб деятельности; назначает и освобождает от должности руководителей; обеспечивает финансирование; развивает таможенную инфраструктуру; определяет планы деятельности подчиненных органов и контрольные задания, например, по сбору платежей в бюджет; осуществляет внутриведомственный контроль; разрабатывает, совершенствует и внедряет методологические приемы работы различных функциональных подразделений и их информационного обеспечения;
- внешнем, заключающимся в разработке стратегии развития внешнеторговой политики страны, таможенного дела и таможенного законодательства. ФТС России разрабатывает научно-аналитические и нормативные документы по вопросам таможенной политики, осуществляет планирование и прогнозирование динамики развития внешней торговли, моделирование результатов воздействия на внешнеэкономическую деятельность тех или иных таможенно-правовых механизмов. Подобная деятельность имеет в виду рассмотрение достаточно глобальных, комплексных вопросов таможенной политики России и Таможенного союза.
Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах - путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения и правоохраны.
Осуществляя таможенное дело, таможенные органы наделены компетенцией в области валютного контроля. Согласно ч.3 ст.22 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" таможенные органы выступают в качестве агентов валютного контроля и обладают полномочиями в области валютного контроля только касательно операций, связанных с перемещениями товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Валютный контроль заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам; ввоза на таможенную территорию Таможенного союза товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства; возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами за не ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза (не полученные на таможенной территории Таможенного союза) товары.
Осуществляя правоохранительную деятельность, таможенные органы наделены компетенцией в области правоохраны. Они являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Таможенные органы, обладая статусом органов дознания, согласно п.9 ч.3 ст.151 УПК РФ вправе проводить предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 и 2 ст.194, ч.1 ст.200.1 УК РФ.
В силу п.3 ч.2 ст.157 УК РФ таможенные органы проводят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, ч.3 и 4 ст.194, ч.2 ст.200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ, выявленных таможенными органами Российской Федерации.
Таможенные органы наделены компетенцией в области бюджетных отношений. Они выступают участниками различных стадий бюджетного процесса. Например, на стадии исполнения бюджета таможенные органы непосредственно взимают таможенные платежи, а также выступают в качестве получателей бюджетных средств при финансировании из федеральной казны. Также рассматриваемые органы могут быть участниками гражданско-правовых отношений, оказывая услуги по хранению товаров на складах временного хранения.
Все таможенные органы в зависимости от компетенции можно условно разделить на два блока. К первому относятся органы, основной задачей которых является руководство, координация и контроль внутри таможенного ведомства за деятельностью нижестоящих, подчиненных им органов, например, ФТС и РТУ. Второй блок составляют таможни и таможенные посты, реализующие на месте стоящие перед таможенными органами практические задачи. Это органы, непосредственно взаимодействующие с физическими и юридическими лицами - участниками внешнеэкономической деятельности при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Следует отметить, что данное разделение условно, так как ФТС и РТУ могут не только осуществлять руководящие полномочия, но и совершать в установленных случаях такие таможенные формальности, как таможенные операции и контроль, взимать таможенные платежи и др. В то же время таможни обладают определенными руководящими полномочиями в отношении подчиненных им таможенных постов.
2. Основной задачей таможенных органов является соблюдение таможенного законодательства при принятии решений в сфере таможенного регулирования. По мнению В.А.Шамахова, любая подмена правовых методов работы мерами административного давления, граничащими с произволом, какими бы целями они не были продиктованы, недопустима и должна быть исключена из практики работы таможенных органов.
________________
См. Таможенное право Российской Федерации: Учебник. Указ.соч. С.715.
Законность в таможенной сфере обеспечивается правом обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов (см. гл.3 комментируемого Закона), ведомственным контролем деятельности таможенных органов (см. ст.24 комментируемого Закона) и прокурорским надзором.
В соответствии со ст.17 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" и приказом Генпрокуратуры РФ от 15 июля 2011 года N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере", управление Генеральной прокуратуры РФ по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере осуществляет:
- надзор за исполнением законов о сохранности федеральной собственности, закрепленной за таможенными органами, а также соблюдением ими бюджетного законодательства;
- организацию надзора за исполнением требований законов при обращении в собственность государства арестованного, конфискованного и иного имущества в связи с правонарушениями, совершенными в таможенной сфере, а также вещественных доказательств по уголовным делам о преступлениях в таможенной сфере;
- организацию надзора за законностью наложения ареста на имущество, применяемого таможенными органами в качестве способа обеспечения исполнения решений о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет имущества плательщика в соответствии со ст.156 комментируемого Закона;
- организацию надзора за законностью осуществления оперативно-розыскной и процессуальной деятельности таможенными органами, в том числе должностных преступлений.
На транспортные прокуратуры возложены следующие полномочия:
- по организации и осуществлению надзора за исполнением законов таможенными органами, участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами и органами, соблюдением прав юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в таможенной сфере;
- по организации и осуществлению надзора за исполнением законов о государственной службе и законодательства о противодействии коррупции в таможенных органах;
- по организации и осуществлению надзора за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях на транспорте, в области таможенного дела, а также по делам об иных административных правонарушениях, возбуждаемых таможенными органами (см. приказ Генпрокуратуры РФ от 15 июля 2011 года N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере").
О судебной практике, связанной с применением норм комментируемой статьи, см. постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2012 года N 19АП-154/12, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 июля 2012 года N Ф10-2179/12 по делу N А14-7911/2011 и др.