1. В ч.1 комментируемой статьи законодатель отмечает, что по общему правилу таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее также - пункт пропуска).
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством РФ (см. Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации"). В частности, Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 года N 482.
Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.
В целях создания условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Таможенного союза, повышения эффективности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля таможенными органами, принятия решения о нахождении таможенных органов и на основании комментируемой статьи приказом Федеральной таможенной службы от 25 марта 2014 года N 527 был утвержден Порядок определения или изменения местонахождения таможенного органа. Данный Порядок определяет последовательность действий должностных лиц таможенных органов и перечень документов, необходимых для принятия ФТС России решения об определении или изменении местонахождения таможенного орган.
В связи с созданием Таможенного союза, отменой таможенного оформления и таможенного контроля на границе государств - членов Таможенного союза и реализацией Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе РФ, места нахождения отдельных таможенных органов изменены. Однако такие изменения не всегда дают положительный результат. Следует согласиться с мнением К.А.Сизовой, что сокращение или упразднение постов таможенного оформления, перенос таможенного оформления на границу без создания соответствующих условий приводят к обесценению вложенных инвестиций на создание таможенной и логистической инфраструктуры, нарушению здоровой конкуренции, росту затрат компаний, созданию очередей и зачастую приостановлению производственной деятельности даже крупных предприятий. Поэтому, полагаем, при определении мест нахождения таможенных органов следует прислушиваться к мнению участников внешнеэкономической деятельности и учитывать их интересы.
________________
См. Сизова К.А. О таможенном регулировании в России // URL: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=33403
2. В ч.2 комментируемой статьи закреплены особенности мест нахождения таможенных органов:
- таможенные органы могут находиться в помещениях, находящихся в федеральной собственности;
- таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли;
- таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих участникам внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров;
- таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих транспортными экспедиторским организациям;
- а также организациям федеральной почтовой связи.
Здания (помещения) могут передаваться договором аренды, субаренды, в безвозмездное пользование таможенным органам с согласия лиц, обладающих правами в отношении зданий (помещений), в которых предполагается разместить таможенный орган. Однако такие здания (помещения) должны соответствовать установленным требованиям (см., например, решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года N 688 "О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза").