Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 5. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для любой отрасли права в целях ее самоидентификации и обособления от смежных отраслей принципиальное значение имеет установление специфического понятийного аппарата, обеспечивающего единообразное и аутентичное применение регулирующих положений, содержащихся в нормативно-правовых актах, составляющих правовую базу отрасли.

Соответствующее значение имеет и комментируемая статья, определяющая значение терминов, используемых в положениях Закона в их отличном от общепринятого смысле.

Часть 1 комментируемой статьи закрепляет семь определений, имеющих принципиальное значение для регулирования таможенных правоотношений на национальном уровне, так как законодательство Таможенного союза не оперирует понятиями, "привязанными" к границам и юрисдикции суверенных государств, входящих в состав Таможенного союза. В связи с этим возникает необходимость установления данных понятий в российском законодательстве.

Комментируемая статья устанавливает, что является ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации (чистым), вывозом товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза. Применительно к регулированию данных процессов регламентируются понятия "российское лицо", "товары", "внутренние налоги" и "счет Федерального казначейства".

2. Согласно ч.2 комментируемой статьи термины в области таможенного регулирования и таможенного дела используются в значениях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза и международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза (см. об этом подробнее ст.4 ТК ТС; комментарий к ст.4 Закона).

3. Часть 3 рассматриваемой статьи в дополнение к нормам ч.1 и 2 конкретизирует, что все иные термины используются в комментируемом Законе в значениях, определенных:

1) законодательством РФ о налогах и сборах (см. об этом подробнее ст.11 НК РФ);

2) гражданским законодательством РФ (см. об этом подробнее ст.3 ГК РФ);

3) законодательством РФ об административных правонарушениях (см. об этом подробнее ст.1.1 КоАП РФ);

4) иным законодательством РФ.

В данной связи необходимо отметить, что формулировка "и иным законодательством", по сути, является указанием на весь массив законодательства РФ, на практике это может приводить к возникновению коллизий при применении определений, закрепленных в равнозначных отраслях российского законодательства. Поэтому, несмотря на указание в тексте статьи некоторых конкретных отраслей законодательства (о налогах и сборах, гражданского и пр.), и в силу того, что иерархия применения данных актов в комментируемой статье не установлена, речь идет о равном применении таких актов вне зависимости от специфики отрасли.