Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 7. Действие актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела в пространстве

1. Учитывая транснациональный и транстерриториальный характер Таможенного союза, определение пространственных границ действия нормативных правовых актов имеет существенное значение для их легитимного применения к общественно-правовым отношениям в сфере таможенного дела.

Часть 1 комментируемой статьи определяет, во-первых, географическую территорию, на которой применяются акты законодательства РФ о таможенном деле, а также иные правовые акты РФ в области таможенного дела, и, во вторых, закрепляет единство данной территории для целей применения указанных актов.

В силу ст.67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (см. подробнее об этом Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"). Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (см. подробнее об этом ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации").

2. Часть 2 комментируемой статьи обуславливает возможность применения актов законодательства РФ о таможенном деле и иных правовых актов РФ в области таможенного дела на территории государства - члена Таможенного союза при вывозе товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, или продуктов их переработки с территории этого государства - члена Таможенного союза за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, если таковое применение предусмотрено положениями международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза.

О понятии "единая таможенная территория Таможенного союза (таможенная территория Таможенного союза)" см. п.2 ст.101 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года).

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет, что применение актов законодательства РФ о таможенном деле, а также иных правовых актов РФ в области таможенного дела на территории иностранного государства или применение нормативных правовых актов иностранного государства на территории РФ при осуществлении таможенными органами Российской Федерации совместного таможенного контроля с таможенными органами этого иностранного государства возможно, если таковое положение будет предусмотрено в международном договоре Российской Федерации (см., например, Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза (Санкт-Петербург, 21 мая 2010 года)).

Таким образом, определив территорию действия российского законодательства о таможенном деле, комментируемая статья, с одной стороны, установила правовые возможности расширения данной территории или применения на данной территории иностранного законодательства, с другой стороны, императивно определила источники, закрепляющие таковые возможности, - международные договоры Российской Федерации.