Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (постатейный)

Комментарий к статье 7. Публичные и непубличные общества

1. Комментируемая статья в развитие норм ст.66.3 ГК РФ детализирует основные особенности акционерных обществ: публичных и непубличных.

Публичное акционерное общество - акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. В сущности, до принятия ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ публичные акционерные общества именовались открытыми акционерными обществами.

Непубличное акционерное общество - акционерное общество, которое не отвечает признакам ПАО. То есть, акции непубличного общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут размещаться посредством открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц. По существу, до принятия ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ непубличные акционерные общества имели статус закрытых акционерных обществ.

Обратим особое внимание, что отнесение общества к публичному или непубличному не ставится изменившимся законодательством в зависимость от числа акционеров (как это было ранее при определении открытого либо закрытого акционерного общества) (см. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 N 07АП-12170/15).

По мнению Банка России (см. письмо от 01.12.2014 N 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации"), ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ исключает из ГК РФ понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и вводит понятие публичных и непубличных акционерных обществ (ст.66.3 ГК РФ в редакции Закона). Полагаем, что привязка к "типам" акционерных обществ в данной ситуации не принципиальна и ее употребление применительно к характеристике действующих акционерных обществ не вступает в противоречие с законодательными нормами. Это лишь вопрос терминологии, поскольку в любом случае налицо классификация акционерных обществ, следовательно, так или иначе в практическом применении будут использованы либо понятие "вид", либо "тип". При этом если исходить из лексического значения указанных понятий, слово "тип" предпочтительнее, т.к. понятие "вид" шире, нежели понятие "тип". Вид проявляет степень выраженности общих для видового ряда признаков в единичном предмете или явлении. А на основе типизации становятся ясными видовые признаки, по которым определяется видовая принадлежность одушевленных или неодушевленных предметов, явлений, состояний и действий. Таким образом, общими родовыми признаками будет обладать непосредственно хозяйственное общество, где акционерное общество выступает в качестве одного из видов хозяйственного общества, а внутреннее деление акционерного общества на публичное и непубличное вполне уместно отнести к категории "тип" акционерного общества.

2. В силу ч.11 ст.3 ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.06.2015 N 210-ФЗ) акционерные общества, созданные до дня вступления в силу указанного закона и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (п.1 ст.66.3 ГК РФ (в редакции ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ)), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным, за исключением случаев, если на день вступления в силу ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ (т.е. 1 сентября 2014 года) такие акционерные общества являлись закрытыми акционерными обществами или открытыми акционерными обществами, получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (см. ст.30.1 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"), либо погасили все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Кроме того, согласно ч.11.1 ст.3 ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.06.2015 N 210-ФЗ) акционерное общество, созданное до дня вступления в силу указанного закона, которое отвечает признакам публичного акционерного общества, предусмотренным п.1 ст.66.3 ГК РФ (в редакции ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ), вправе отказаться от публичного статуса, если на день вступления в силу ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ (т.е. 1 сентября 2014 года) его акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, не были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, и число его акционеров не превышает 500, путем внесения в устав акционерного общества соответствующих изменений и обращения в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (см. ст.30 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"; см. п.5 и др. положения Банка России от 02.03.2015 N 461-П "О порядке рассмотрения заявлений эмитентов, являющихся акционерными обществами, об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

В такой ситуации решение Банка России об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию вступает в силу со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании акционерного общества, в котором отсутствует указание на его публичный статус. Решение об обращении в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию и решение о внесении в устав акционерного общества предусмотренных изменений принимаются общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. При этом акционеры - владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при принятии решений по указанным вопросам. Следует учесть, что положения, предусмотренные ч.11.1 ст.3 ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ, не применяются к акционерному обществу, устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что акционерное общество является публичным.

3. Основная часть положений п.3-6 комментируемой статьи является исчерпывающий и в дополнительном разъяснении не нуждается, в связи с чем остановимся лишь на краткой детализации норм п.7 и 8, устанавливающих ряд изъятий для непубличных обществ.

В частности, непубличным обществам разрешено в своих уставах определять дополнительные обязанности акционеров общества, кроме тех, что предусмотрены ГК РФ для участников хозяйственных обществ (см. ст.67 ГК РФ; см. также п.35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Кроме этого, в уставе непубличного общества могут быть отражены положения п.3, 5-7 комментируемой статьи. Эти положения либо сразу закрепляются в уставе непубличного общества при его учреждении, либо вносятся в него в процессе функционирования непубличного общества по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества. На этот счет ГК РФ также предусматривает в п.3 ст.66.3 перечень положений, которые по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, могут быть включены в устав такого общества.