Положения статьи 2 Закона N 212-ФЗ имеют исключительно важное значение для плательщиков страховых взносов.
Так, например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 29.01.2014 N Ф09-14740/13 по делу N А50-9349/2013 разъясняется, что поскольку специальный избирательный счет не подпадает под определение счета, приведенное в п.6 ст.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, у регионального отделения политической партии отсутствует обязанность сообщать об открытии (закрытии) данного счета.
Также следует отличать организацию и ее обособленное подразделение, которое не может являться плательщиком страховых взносов, а значит, и субъектом ответственности, предусмотренной Законом N 212-ФЗ.
Так, например, в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 по делу N А33-14313/2014 разъясняется, что филиалы, обособленные подразделения организаций не относятся к категории лиц, подлежащих ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 41 Закона N 212-ФЗ. Суд указал, что в нарушение пункта 1 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 212 оспариваемое решение от 18.04.2014 "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" вынесено Фондом в отношении структурного подразделения - филиала ЗАО "РН-Энергонефть", который в силу Закона N 212-ФЗ не может быть субъектом ответственности.
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, согласно части 11 статьи 15 Закона N 212-ФЗ исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения.
В случае если в течение года работник перешел из одного обособленного подразделения организации в другое, то в другом обособленном подразделении при определении базы для начисления страховых взносов должны учитываться выплаты и иные вознаграждения, начисленные данному работнику с начала расчетного периода. При этом в базе для начисления страховых взносов каждого обособленного подразделения учитывают только те выплаты, которые начислены за период работы сотрудника в данном подразделении.
Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов рекомендована Письмом ПФ РФ N АД-30-26/16030, ФСС РФ N 17-03-10/08/47380 от 09.12.2014, которая применяется с 9 декабря 2014 года.
Не только организации, но и индивидуальные предприниматели при решении вопросов о наличии у них обязанности по уплате страховых взносов должны учитывать положения статьи 2 Закона N 212-ФЗ.
Так Постановлением ФАС Поволжского округа от 25.03.2014 по делу N А12-14807/2013 было удовлетворено требование истца о признании незаконным постановления органа Пенсионного фонда РФ в части взыскания пени. Суд указал, что при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
(Также см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.06.2015 N Ф04-18719/2015 по делу N А27-11554/2014).
Также в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 N 07АП-110/2016 по делу N А27-11594/2015 дано важное разъяснение: предприниматель признается застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве. Следовательно, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере.
Только после утраты соответствующим физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. В законодательстве о пенсионном страховании отсутствуют нормы, устанавливающие обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа фактом ведения ими предпринимательской деятельности и (или) получения дохода.
Предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет.
Конституционность пункта 3 статьи 2 Закона N 212-ФЗ стала предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, в который поступила жалоба гражданина. В своей жалобе гражданин оспаривает конституционность пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, в соответствии с которым для целей данного Федерального закона к индивидуальным предпринимателям отнесены главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение произвольно приравнивает главу крестьянского (фермерского) хозяйства, действующего в структуре юридического лица, к индивидуальным предпринимателям (в качестве которого заявитель не регистрировался). В связи с этим он просит признать оспариваемую норму не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 34 (часть 1), 37 (часть 1) и 57.
Конституционный Суд РФ не нашёл оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению и указал, что правовое регулирование, предоставляющее главам крестьянских (фермерских) хозяйств возможность формировать свои пенсионные права с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в аспекте, указанном в жалобе.
Как отмечено в Письме Минздравсоцразвития РФ от 21.05.2010 N 1274-19, депозитный счет не подпадает под понятие счета, используемое для целей Закона N 212-ФЗ.
Следовательно, сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов об открытии (закрытии) депозитных счетов организация не обязана.
Также обращаем внимание, что в пункте 1 Информационного письма ЦБ РФ от 29.08.2003 N 4 указано, что ссудные счета не являются банковскими счетами по смыслу ГК РФ, Положения ЦБ РФ от 31.08.98 N 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" и используются для отражения в балансе банка образования и погашения ссудной задолженности, то есть операций по предоставлению заемщикам и возврату ими денежных средств (кредитов) в соответствии с заключенными кредитными договорами.
На данный аспект (что ссудные счета не являются банковскими счетами) очень часто указывают суды при рассмотрении конкретных дел (См., например, Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 07.04.2015 по делу N 33-789/2015 год).
Также в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.07.2015 N Ф07-6069/2014 по делу N А21-7624/2012 указывается, что ссудный счет не является банковским счетом (то есть счетом, открытым на основании договора банковского счета (вклада)), не предназначен для расчетных операций, а служит для банка внутренним инструментом учета расходования и возврата кредитных средств и клиент банка, получивший кредит по кредитному договору, не может распоряжаться денежными средствами со ссудного счета.
Определением Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 307-ЭС14-4507 отказано в передаче дела N А21-7624/2012 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Также следует обратить внимание на разъяснения, данные в Письме Минтруда России от 08.04.2015 N 17-3/В-173. Официальный орган разъяснил, что в соответствии с пунктом 2.1 Инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Инструкция N 111-И) для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки открывают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам - индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет.
При этом каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют (за исключением счетов, открываемых в клиринговых валютах), должен соответствовать транзитный валютный счет.
Учитывая изложенное, ссудный и транзитный валютный счета также не обладают признаками счетов, которые определены пунктом 6 статьи 2 Закона N 212-ФЗ. Данные счета открываются не на основании договора банковского счета, имеют специальное целевое назначение.
Следовательно, сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов об открытии (закрытии) ссудных и транзитных валютных счетов не требуется.
Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 29.01.2014 N Ф09-14740/13 по делу N А50-9349/2013 содержится нижеследующий вывод.
Понятие счета, используемое в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ, подразумевает наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке, а также возможность зачисления на счет денежных средств и свободного расходования денежных средств со счета на любые цели.