Постатейный комментарий к главе 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых"
Данная работа представляет собой комментарий к главе 26 НК РФ, которая была введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации".
В данной работе рассмотрены самые актуальные проблемы для налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых, которые сложились в правоприменительной практике.
С 1 января 2016 года введено много новых норм в правовом регулировании НДПИ, что будет также отражено в данном комментарии.
Читатели смогут узнать все самые важные и необходимые разъяснения Минфина России, ФНС России, касающиеся конкретных положений главы 26 НК РФ.
Автор будет благодарен за любые предложения и замечания о высказанной им в комментарии точке зрения (y_lermontov@mail.ru).
Обязанность по уплате налога на добычу полезных ископаемых возложена комментируемой статей на организации и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Следовательно, налогоплательщиками НДПИ являются организации и индивидуальные предприниматели, входящие в круг лиц, имеющих правовой статус пользователей недр в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
В соответствии с положениями Закона N 2395-1 пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе и юридические лица.
В соответствии с абзацами 1, 2, 3 статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу абзаца 7 статьи 9 Закона N 2395-1 права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Следовательно, лицо приобретает статус недропользователя с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
По вопросу наличия основания для постановки на учет в качестве налогоплательщика НДПИ обратимся к официальным разъяснения Минфина России.
Обращаем внимание, что комментируемая статья была дополнена пунктом 2, который был введён Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Как известно, недавно в состав РФ вошли два новых субъекта - Республика Крым и город федерального значения Севастополь, в связи с чем законодателю необходимо адаптировать новые субъекты к российской системе налогов и сборов.
Согласно указанному нововведению с 1 января 2016 года налогоплательщиками НДПИ признаются организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
"Официальная позиция"
В Письме Минфина России от 08.10.2013 N 03-06-05-01/41901 указано, что порядок пользования недрами в Российской Федерации и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами Закона N 2395-1, согласно которым права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Таким образом, единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса налогоплательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в этом качестве является наличие лицензии на пользование недрами независимо от указанного в ней целевого назначения разрешенных работ.
В Письме Минфина России от 17.09.2015 N 03-06-06-01/53408 также разъясняется, что новая организация становится пользователем недр и, соответственно, плательщиком НДПИ с даты государственной регистрации переоформленной лицензии на право пользования недрами. При этом в случае если налогоплательщик НДПИ не осуществляет в период переоформления лицензии деятельность, связанную с добычей полезных ископаемых, обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации за ним сохраняется. В данном случае в соответствующих графах декларации следует проставлять прочерк.
"Важно!"
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ, с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса налогоплательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в этом качестве является наличие лицензии на пользование недрами независимо от указанного в ней целевого назначения разрешенных работ.
Следует отметить, что по лицензии на пользование недрами может быть предоставлено право на геологическое изучение недр и иные виды пользования недрами, осуществляемые налогоплательщиком, которое может повлечь появление объекта налогообложения по НДПИ.
Пользователь недр подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ при осуществлении любого вида пользования недрами.
Пунктом 1 статьи 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Комментируемой статьей установлены специальные правила постановки на учет в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых.
"Важно!"
Местом постановки налогоплательщика на учет в качестве налогоплательщика НДПИ является место нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с Законом N 2395-1. Местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.
Обращаем внимание, что пункт 1 комментируемой статьи был добавлен тремя новыми абзацами, которые были введены Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Данные нововведения установили новую обязанность для "новых" налогоплательщиков НДПИ по подаче соответствующих документов до 1 февраля 2015 года с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке, в налоговый орган по месту нахождения организации.
На основании указанных документов осуществляется их постановка на учёт.
Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает особое правило определения места постановки на учет в качестве плательщика НДПИ для налогоплательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.
Определен также специальный срок, в течение которого налогоплательщик НДПИ обязан исполнить свою обязанность встать на учет в налоговых органах.
Указанная обязанность должна быть исполнена в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.
Пример. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2011 N А25-869/2011 рассмотрено дело, по обстоятельствам которого налогоплательщик получил лицензию на осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых. С этого момента он был поставлен на учет в качестве налогоплательщика НДПИ и уплачивал соответствующий налог. Налоговый орган в ходе налоговой проверки установил осуществление подразделением общества деятельности по добыче полезных ископаемых без постановки подразделения на налоговый учет, что привело к сокрытию доходов. При этом налоговый орган произвел расчет дохода с момента начала осуществления налогоплательщиком деятельности по добыче полезных ископаемых, а не с момента получения им лицензии на осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых. В итоге суд пришел к выводу о том, что событие налогового правонарушения - осуществление деятельности без постановки на налоговый учет отсутствует, поскольку налоговый орган не учел особенности постановки на учет организаций в качестве плательщиков налога на добычу полезных ископаемых. |
"Актуальная проблема".
У налогоплательщиков НДПИ может возникнуть вопрос об определении налогового органа, в который предоставляется налоговая декларация по НДПИ, поскольку положения главы 26 НК РФ регулируют данный вопрос в порядке, отличающемся от общеустановленного в статье 80 НК РФ.
Так согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Как указывалось, налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве плательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.
Однако пункт 1 статьи 345 НК РФ предписывает подавать налоговую декларацию по НДПИ в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.
В данном случае, следует руководствоваться специальной нормой, в силу которой местом представления налоговой декларации по НДПИ является налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.
"Официальная позиция".
В Письме ФНС России от 06.06.2013 N ЕД-4-3/10408@ разъяснено, что местом представления налоговой декларации по НДПИ будет инспекция ФНС России по месту нахождения налогоплательщика.
Также при применении комментируемой статьи необходимо руководствоваться положениями Приказа МНС РФ от 31.12.2003 N БГ-3-09/731 "Об утверждении Особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых".
В силу пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, перечисленные в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 336 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ указанные в пункте 1 статьи 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.
"Важно".
Таким образом, объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признается добытое полезное ископаемое.
В свою очередь, полезным ископаемым пункт 1 статьи 337 НК РФ признает продукцию горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащуюся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первую по своему качеству соответствующую национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
Пункт 1 статьи 336 НК РФ группирует полезные ископаемые, являющиеся объектом обложения НДПИ следующим образом: добытые из недр и извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства.
Полезные ископаемые, добытые из недр, в свою очередь, могут добываться из недр на территории РФ либо - за пределами ее территории.
Рассмотрим каждую из указанных групп объектов налогообложения НДПИ в отдельности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом обложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с Законом N 2395-1.
На основании статьи 6 Закона N 2395-1 недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
"Официальная позиция"
В Письме ФНС России от 14.01.2015 N ГД-4-3/170@ сообщается, что положениями НК РФ не предусмотрено использование заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых при применении коэффициента Кд, в целях толкования понятия залежь.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 213-ФЗ "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 213-ФЗ) в подпункт 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ были внесены изменения.