МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
А.П.Чуприян
21 декабря 2015 года
N 2-4-87-59-11
Методические рекомендации по порядку проведения инвентаризации существующих запасов средств радиационной, химической и биологической защиты для населения в мирное и военное время, включая медицинские средства защиты от опасных радиационных, химических и биологических факторов, накапливаемых в целях гражданской обороны, защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по подготовке данных о номенклатуре и объёмах этих средств, подлежащих утилизации
____________________________________________________________________
Отменены на основании
письма МЧС России от 30 декабря 2019 года N 43-7134-11
____________________________________________________________________
1. Настоящие методические рекомендации определяют порядок проведения инвентаризации существующих запасов средств радиационной, химической и биологической (далее РХБ) защиты для населения в мирное и военное время, включая медицинские средства защиты от опасных РХБ факторов, накапливаемых в целях гражданской обороны, защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по подготовке данных о номенклатуре и объёмах этих средств, подлежащих утилизации.
2. Основанием проведения комплексной инвентаризации является Решение Совета Безопасности Российской Федерации от 30 октября 2015 года и приказ МЧС России от 25.11.2015 N 14с.
3. Основной целью проведения инвентаризации является определение существующих запасов средств РХБ защиты для населения и сил гражданской обороны в мирное и военное время, включая медицинские средства защиты от опасных радиационных, химических и биологических факторов, накапливаемых в целях гражданской обороны, защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также подготовка данных о номенклатуре и объёмах этих средств, подлежащих утилизации.
4. При проведении инвентаризации необходимо руководствоваться федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 27 апреля 2000 года N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом МЧС России от 01.11.2014* N 543, Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденными приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285, иными нормативными правовыми документами МЧС России и настоящими рекомендациями, а также актуализированной редакцией свода правил "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне", утверждённого приказом Минстроя России от 12.11.2014 N 705пр* (СП 165.1325800.2014).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 01.10.2014". - Примечание изготовителя базы данных.
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "N 705/пр". - Примечание изготовителя базы данных.
5. К средствам РХБ и медицинской защиты, подлежащим инвентаризации, относятся:
средства индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующие и изолирующие противогазы, дополнительные патроны к противогазам, респираторы, камеры защитные детские, самоспасатели и др.);
средства индивидуальной защиты кожи (фильтрующая одежда, костюмы, комплекты и др.);
средства медицинской защиты (комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты, пакет перевязочный индивидуальный, индивидуальный противохимический пакет и др.);
приборы химической разведки и контроля (приборы химической разведки, медицинские приборы химической разведки, газоанализаторы для контроля воздуха и др.).
приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля (сигнализаторы радиоактивности, радиометры-рентгенометры, измерители мощности дозы, индивидуальные дозиметры, радиометрические установки и др.);
средства и комплекты для проведения дегазации, дезактивации и дезинфекции (растворы и др.).
Инвентаризация проводится для оценки фактического количественного и качественного состояния и учета имеющихся средств РХБ и медицинской защиты, поддержания их в готовности к применению по предназначению, а также подготовки предложений по вопросам планирования накопления, хранения, освежения, использования и утилизации средств РХБ и медицинской защиты.
6. Основными задачами инвентаризации являются:
установление (уточнение) фактического наличия средств РХБ и медицинской защиты (по видам), определение их количества и сравнение полученных сведений с данными бухгалтерского учета;
определение технического состояния средств РХБ и медицинской защиты, возможности их дальнейшей эксплуатации (содержания, использования, освежения и утилизации);
проверка организации фактического учета средств РХБ и медицинской защиты (по видам).
7. Инвентаризация осуществляется по месту нахождения средств РХБ и медицинской защиты региональными, муниципальными и объектовыми инвентаризационными комиссиями, создаваемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Председателями инвентаризационных комиссий целесообразно назначать на региональном и муниципальном уровнях - заместителей руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в организациях - заместителей руководителей организаций.
В зависимости от местных условий и особенностей, а также при наличии значительной номенклатуры и количества запасов (резервов) средств РХБ и медицинской защиты могут создаваться инвентаризационные подкомиссии.
Каждая инвентаризационная комиссия обеспечивает сбор и обработку информации и несет ответственность за полноту и точность фактических данных о количественном и качественном состоянии средств РХБ и медицинской защиты, правильности и своевременности оформления результатов инвентаризации.
8. В ходе инвентаризации средств РХБ и медицинской защиты каждая инвентаризационная комиссия проводит следующие мероприятия:
8.1. Изучает положения действующих нормативных правовых актов, а также настоящие методические рекомендации.
8.2. Проверяет документы бухгалтерского учета, наличие и состояние паспортов, карточек учета на средства РХБ и медицинской защиты (по видам, годам поставки), другие учетные документы, а также готовит необходимую для работы комиссии техническую, методическую и другую документацию.
8.3. В ходе проведения инвентаризации инвентаризационные комиссии осуществляют проверку:
наличия документов, подтверждающих права и полномочия организаций, в ведении которых находятся средства РХБ и медицинской защиты;
наличия и качества разработки организационной, эксплуатационной, технической и учетной документации;
количественного и качественного состояния средств РХБ и медицинской защиты, его соответствия учетным данным;
организации хранения и содержания средств РХБ и медицинской защиты, планирования и осуществления его использования, освежения и утилизации.
8.4. При выявлении фактов отсутствия учетных документов на средства РХБ и медицинской защиты или несоответствия данных бухгалтерского учета фактическим, инвентаризационная комиссия должна включить в акт реальные показатели и отразить факт несоответствия или отсутствия документов.
8.5. По результатам инвентаризации средств РХБ и медицинской защиты составляется акт инвентаризации, в котором отражаются общие выводы по наличию, состоянию и условиям хранения средств РХБ и медицинской защиты, с оценкой проводимой работы по данному направлению и предложениями по устранению выявленных недостатков. К актам прикладываются формы отчетности (см. приложение*). На основании актов инвентаризации средств РХБ и медицинской защиты составляется общий акт инвентаризации средств РХБ и медицинской защиты для нужд гражданской обороны, в резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации (далее - акт инвентаризации средств РХБ и медицинской защиты субъекта Российской Федерации). Акт инвентаризации средств РХБ и медицинской защиты субъекта Российской Федерации составляется в трех экземплярах, подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии субъекта Российской Федерации, утверждается руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
Инвентаризация проводится по следующим категориям населения и сил ГО:
население, включая работающее;
спасательные воинские формирования МЧС России;
подразделения государственной противопожарной службы, в том числе субъектов Российской Федерации;
аварийно-спасательные формирования (без учета нештатных аварийно-спасательных формирований);
нештатные аварийно-спасательные формирования;
нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовывают инвентаризацию на муниципальном и объектовом уровнях, а также обобщают полученные данные.
8.6. После утверждения первый экземпляр акта инвентаризации средств РХБ и медицинской защиты субъекта Российской Федерации остается в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации, второй и третий экземпляр акта направляется в главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации.
9. На основании утвержденного акта инвентаризации средств РХБ и медицинской защиты субъекта Российской Федерации органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и организации, на балансе которых находятся средства РХБ и медицинской защиты, разрабатывают план устранения недостатков и мероприятий по совершенствованию организации накопления, содержания и использования средств РХБ и медицинской защиты в запасах материально-технических, медицинских средств для нужд гражданской обороны, в резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
10. Порядок отчетности по итогам инвентаризации средств РХБ и медицинской защиты:
10.1. По результатам инвентаризации средств РХБ и медицинской защиты составляются отдельные инвентаризационные ведомости по обеспеченности:
населения, включая работающее (Форма 1.1*);
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
спасательных воинских формирований МЧС России (Форма 1.2*);
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
подразделений государственной противопожарной службы, в том числе субъектов Российской Федерации (Форма 1.3*);
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
аварийно-спасательных формирований (без учета нештатных аварийно-спасательных формирований) (Форма 1.4*);
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
нештатных аварийно-спасательным формирований (Форма 1.5*);
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (Форма 1.6*).
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
При этом потребность (расчёт) обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты определяется с учётом зонирования территорий, в соответствии с актуализированной редакцией свода правил "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне", утверждённого приказом Минстроя России от 12.11.2014 N 705пр* (СП 165.1325800.2014) и приказа МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты", а подразделений сил гражданской обороны с учётом норм и табелей оснащённости.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "N 705/пр". - Примечание изготовителя базы данных.
10.2. До 29.04.2016 инвентаризация в субъектах Российской Федерации (организациях, муниципальных образованиях) должна быть завершена, а сводные инвентаризационные ведомости представлены в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.
10.3. Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации проверяют и представляют сводные инвентаризационные ведомости в региональные центры МЧС России до 30.05.2016.
10.4. До 30.06.2016 региональные центры МЧС России проверяют, обобщают данные, полученные от главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и представляют сводные инвентаризационные ведомости и инвентаризационные ведомости субъектов Российской Федерации в Департамент гражданской обороны и защиты населения, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России.
10.5. В региональные центры МЧС России, Департамент гражданской обороны и защиты населения и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России прилагаемые к акту сводные инвентаризационные ведомости представляются на бумажном носителе (формат А-4, альбомного исполнения) и в электронном виде в редакторе Excel (согласно приложению*).
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
10.6. Показатели инвентаризации средств РХБ и медицинской защиты оформляются в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 28.12.2007 N 13с "Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка