ПРИКАЗ
от 26 мая 1999 года N 284
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и в целях дальнейшего совершенствования государственного регулирования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышения роли органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления в снижении риска и смягчении последствий техногенных аварий и катастроф
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок выдачи заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления:
довести Порядок выдачи заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций до руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов, осуществляющих лицензирование видов деятельности, связанных с возможным возникновением чрезвычайных ситуаций, угрозы населению и территории, руководителей потенциально опасных объектов;
организовать изучение Порядка выдачи заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций специалистами, осуществляющими деятельность, связанную с предупреждением чрезвычайных ситуаций при эксплуатации потенциально опасных объектов.
3. Настоящий Приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений и самостоятельных отделов МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления в порядке, установленном Приказом МЧС России от 06.10.97 N 590.
4. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего Приказа на заместителя Министра Клименко В.Н.
Министр
С.ШОЙГУ
Порядок выдачи заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Порядок выдачи заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - Порядок) устанавливает:
требования к организации подготовительных работ по выдаче заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - заключение);
основные требования к составу работ при проведении оценки готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
особые требования к составу работ при проведении оценки готовности потенциально опасных объектов к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей опасных производственных объектов различного назначения и видов лицензируемой деятельности, осуществляемой потенциально опасным объектом, и их размещения;
требования к оформлению заключения;
требования к ведению учета и контроля заключений.
2. Порядок разработан в соответствии с:
Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 457;
Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ;
Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ;
Соглашением о порядке взаимодействия между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральным горным и промышленным надзором России от 29 декабря 1998 года N 33-3371-9;
Временным руководством по организации работы территориальных подсистем РСЧС в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. М.: МЧС России, 1995 г.
3. Заключение о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отражает:
обеспечение выполнения действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдение нормативных правовых актов, правил и норм по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
4. Порядок выдачи заключения предназначен для органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее - территориальный орган управления по делам ГО и ЧС).
5. Порядок обязателен при определении степени готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являющегося возможным источником возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.
6. С учетом выданного заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций лицензирующим органом принимается решение о выдаче лицензии (разрешения) на деятельность, связанную с эксплуатацией опасного объекта.
7. В целях реализации настоящего Порядка применяются следующие определения:
чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде. Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам;
источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;
техногенная чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде;
промышленная катастрофа - крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожения объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среды;
авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде;
гидродинамическая авария - авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения чрезвычайной ситуации;
ликвидация чрезвычайных ситуаций - проведение в зоне чрезвычайной ситуации и прилегающих к ней районах силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций всех видов разведки и неотложных работ, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил;
защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф;
особо опасное производство - участок, установка, цех, хранилище, склад, станция или другое производство, на котором единовременно используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют потенциально опасные вещества;
потенциально опасное вещество - вещество, которое вследствие своих физических, химических, биологических или токсикологических свойств предопределяет собой опасность для жизни и здоровья людей;
потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации;
опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (ст.1 Федерального Закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ);
обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (в соответствии со ст.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ);
паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (ст.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ);
оценка - анализ соответствия потенциально опасного объекта предъявляемым к нему требованиям по готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, результатом которой является заключение;
заключение - документ, содержащий обоснованные выводы о готовности или неготовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности или недостаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
эксперт - специалист, осуществляющий деятельность по оценке готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
8. Оценка готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из следующих этапов:
предварительный этап;
процесс оценки;
выдача заключения.
9. Территориальный орган управления по делам ГО и ЧС формирует сведения о лицензиях на отдельные виды деятельности, связанные с эксплуатацией особо опасных производств и потенциально опасных объектов, расположенных на подконтрольной территории. К таким сведениям относятся: сроки ввода потенциально опасных объектов в эксплуатацию, сроки действия лицензий, условия действия лицензий, данные о лицензирующем органе, выдавшем лицензии, данные о приостановлении действия или аннулировании лицензии.
10. Территориальный орган управления по делам ГО и ЧС на основании имеющихся сведений разрабатывает план проверок готовности особо опасных производств и потенциально опасных объектов, расположенных на подконтрольной территории, учитывая сроки действий лицензий и данные о приостановлении действия или аннулировании лицензии.
11. Проверка по вопросам готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится за один месяц до выдачи лицензии на эксплуатацию потенциально опасного объекта или до окончания срока действия лицензии. Проверка включается в план мероприятий территориального органа управления по делам ГО и ЧС.
12. Для проверки готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций формируются специальные комиссии, состоящие из обученных и аттестованных специалистов территориального органа управления по делам ГО и ЧС необходимого профиля.
13. При подготовке к проверке готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в соответствии с планом - графиком работы территориального органа управления по делам ГО и ЧС) за 15 дней до начала проверки формируется перечень вопросов, подлежащих проверке, который направляется руководству потенциально опасного объекта.
15. Оценка готовности потенциально опасного объекта к локализации ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется по результатам проверки. При этом срок проведения оценки определяется сложностью потенциально опасного объекта, но не должен превышать одного месяца со дня окончания проверки.
16. Оценка готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций включает в себя:
анализ выполнения требований нормативных документов по размещению объекта, производственного персонала на объекте и населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае аварий;
проверку выполнения ранее принятых решений территориального органа управления по делам ГО и ЧС, решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;