ПИСЬМО
от 8 декабря 2015 года N Д08и-1185
О рассмотрении обращения по вопросам функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым
В Минэкономразвития России находится на рассмотрении обращение заместителя Председателя Совета министров Республики Крым Е.Г.Бавыкиной по вопросу функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым, содержащее перечень вопросов, требующих дополнительного нормативно-правового регулирования.
Учитывая изложенное, просим в рамках своей компетенции рассмотреть указанное обращение и представить позицию в Минэкономразвития России в возможно короткий срок.
Директор Департамента
реализации региональных
инвестиционных программ
В.И.Швецов
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
СОВЕТ МИНИСТРОВ
ПИСЬМО
от 31 августа 2015 года N 1/01-46/3802
[Функционирование свободной экономической зоны]
Федеральный закон от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377) вступил в силу 1 января 2015 года и на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя функционирует свободная экономическая зона (далее - СЭЗ).
Советом министров Республики Крым созданы необходимые условия для заключения договоров об условиях деятельности в СЭЗ, в том числе для подачи заявлений и документов лицами, намеривающимися получить статус участника СЭЗ, осуществляется информирование общественности и субъектов хозяйственной деятельности о функционировании СЭЗ, а также в пределах компетенции предоставляются консультации и разъяснения.
По состоянию на 26 августа 2015 года Советом министров Республики Крым заключено 115 договоров об условиях деятельности в СЭЗ и еще 24 инвестиционных проекта находятся в стадии рассмотрения.
При этом для эффективного функционирования СЭЗ требуется урегулирование и решение ряда вопросов (перечень прилагается), требующих дополнительного нормативного регулирования, что позволит в полной мере использовать инструменты СЭЗ для социально-экономического развития Республики Крым.
Вместе с тем, в связи с ликвидацией Министерства РФ по делам Крыма с 15 июля 2015 года не ведется регистрация участников СЭЗ в реестре и не выдаются Свидетельства участников СЭЗ.
Отсутствие статуса участника СЭЗ не дает возможности лицам, заключившим договоры воспользоваться преференциями участника СЭЗ и начать реализацию инвестиционных проектов, что вызывает их недовольство, а также настороженность иных лиц, потенциальных участников СЭЗ.
В связи c изложенным просим оказать содействие в скорейшем принятии нормативного правового акта, определяющего Министерство экономического развития Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере СЭЗ, а также переутверждения состава экспертного совета по вопросам СЭЗ, начала регистрации участников СЭЗ в реестре и выдачи Свидетельств участников СЭЗ, утверждения порядка контроля выполнения условий договоров участниками СЭЗ.
В целях широкого информирования общественности и субъектов хозяйствования предлагаем создать на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в разделе "Особые экономические зоны" рубрику о функционировании СЭЗ в Крымском федеральном округе.
Заместитель Председателя
Совета министров
Республики Крым
Е.Бавыкина
Перечень вопросов, требующих дополнительного нормативного регулирования
Для участников СЭЗ согласно пункту 26 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право на освобождение от уплаты налога на имущество организации на протяжении 10 лет.
Так, освобождаемое от уплаты налога имущество должно создаваться (приобретаться) в ходе деятельности участника СЭЗ.
Также участники СЭЗ могут претендовать на льготы по уплате земельного налога роком на 3 года. Освобождение от уплаты земельного налога начинается с месяца возникновения права собственности на земельный участок.
То есть, те действующие крымские предприятия, которые уже используют земельные участки на праве собственности, не смогут применять льготу по налогу на землю.
Стоит учесть, что по состоянию на 17.08.2015 на территории Республики Крым зарегистрировано 26908 юридических лиц (из них вновь зарегистрированных - 14298, перерегистрировавшихся - 12610), а также 58470 индивидуальных предпринимателей.
При этом юридические лица, осуществляющие деятельность на общей системе налогообложения, могут применять следующие льготы: налог на прибыль, на имущество организации, земельный налог, пониженные тарифы страховых взносов, ускоренная амортизация, процедура свободной таможенной зоны.
То есть, используя на праве собственности имущество или земельный участок до начала реализации проекта, предприятия не смогут воспользоваться данными льготами.
Учитывая то, что перерегистрировавшихся предприятий на сегодня порядка 12610, более 50% из них (потенциальных участников СЭЗ) могут лишиться данной льготы.
Подобная ситуация сложилась и с индивидуальными предпринимателями, которые, работая на патентной или упрощенной системе налогообложения, не применяют льготу по налогу на прибыль и ускоренной амортизации, также лишаются права на получение льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Это также может составить порядка 50% от зарегистрировавшихся индивидуальных предпринимателей.
Аналогичная ситуация и с рабочими местами. При минимальном создании 3 рабочих мест по проекту, мы также недополучаем боле 100 тыс. рабочих мест.
Подобные обстоятельства ставят действующие в Крыму предприятия (участников СЭЗ) в неравные условия с вновь созданными предприятиями.
Предлагаемый путь решения:
внести изменения:
- в пункт 26 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, где слова "созданного или приобретенного" заменить на "используемого" имущества;
- в пункт 12 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации, где слова "с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок" заменить на "при наличии права собственности на каждый земельный участок".
Участникам СЭЗ для применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны необходимо создание локальной зоны таможенного контроля в пределах предприятия (его части) или, в случае несоздания, необходимо завершить действие процедуры СТЗ и уплатить все пошлины и сборы.
Согласно части 4 статьи 37_2 Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" (далее - Федеральный закон N 116) установлены требования к оборудованию и обустройству земельных участков, предоставленных резидентам особой экономической зоны:
- наличие ограждения земельного участка, исключающего возможность перемещения товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля;
- наличие контрольно-пропускного пункта в месте въезда (выезда) транспорта и входа (выхода) физических лиц;
- наличие видеонаблюдения по периметру земельного участка;
- наличие выделенных помещений на территории КПП, предназначенных для размещения должностных лиц таможенного органа;
- наличие освещения на территории земельного участка в темное время суток.
Выполнение данных требований к обустройству земельных участков крайне затруднительно в случае, если резидент осуществляет хозяйственную деятельность в области сельского хозяйства (садоводство, виноградарство) по причине целевого назначения земельных участков, а также больших площадей, подлежащих обустройству.
Предлагаем внести изменения в Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и определить особые условия обустройства участков участниками СЭЗ, реализующими проекты в области сельского хозяйства (садоводство, виноградарство).
Решение указанного вопроса позволит участникам СЭЗ, реализующим проекты в области сельского хозяйства (садоводство, виноградарство), в полном объеме использовать преференции участника СЭЗ, в частности процедуру СТЗ, и значительно снизить расходы на обустройство площадей земельных участков, используемых в рамках реализации проекта.
Федеральный закон N 377 не предусматривает нормы, позволяющие участникам СЭЗ реализовывать (продавать) товары, произведенные с использованием иностранного сырья без завершения таможенной процедуры СТЗ (т.е. отсутствует возможность "свободного обращения" товаров (сырья), помещенных под таможенную процедуру СТЗ на территории СЭЗ).
Предлагаем внести соответствующие изменения в Федеральный закон N 377 и предоставить участникам СЭЗ возможность осуществлять передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под процедуру СТЗ.
Решение вышеуказанного вопроса позволит участники СЭЗ в рамках реализации проекта применять процедуру СТЗ, в частности реализовывать продукцию, произведенную с использованием иностранных товаров (сырья).
Отсутствие данной нормы является сдерживающим фактором развития производственной и перерабатывающей сфер, которые могут обеспечить значительный прирост валового регионального продукта, рабочих мест, налоговой базы, что приведет к мультипликативному эффекту развития сопутствующих сфер.
С учетом необходимости приобретения в рамках проекта соответствующего современного оборудования экономика Крыма существенно повысит свою конкурентоспособность, получит дополнительный приток капитальных инвестиций и новые рабочие места.
Одной из основных проблем для Республики Крым является отсутствие днепровской воды в системе Северо-Крымского канала. В перспективе сложившаяся ситуация может привести к снижению объемов производства в таких отраслях, как растениеводство, животноводство и др.
Без решения проблем орошаемого земледелия Республике Крым грозит абсолютный дефицит растительного белка и зерна кукурузы - основных компонентов комбикормов для птицеводства, свиноводства, молочного животноводства, овощей, картофеля, фруктов.
Так, одним из альтернативных вариантов временного решения указанной проблемы является использование сельхозтоваропроизводителями внутренних водоемов, сточных вод, а также артезианских скважин.
Однако действующие нормы Федерального закона N 377 ограничивают участников СЭЗ в осуществлении деятельности в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых.
Аналогичная ситуация складывается в сфере строительства (использование природных строительных материалов - щебень, ракушняк, мраморный отсев и др.), розлива минеральной воды, добычи соли и др.
Предлагаемый путь решения: внести изменения в Федеральный закон N 377, изложив часть 2 статьи 12 Федерального закона N 377 в следующей редакции:
"Участники свободной экономической зоны не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки, добычи и разработки полезных ископаемых на месторождениях континентального шельфа Российской Федерации за исключением участников свободной экономической зоны, обеспечивающих потребности Республики Крым в природном газе".
Решение указанного вопроса позволит участникам СЭЗ использовать ресурсный потенциал Крыма и реализовывать проекты в сфере строительства (использование природных строительных материалов - щебень, ракушняк, мраморный отсев и др.), проекты по добыче и розливу минеральной воды, добычи соли, также позволит реализовывать проекты в области сельского хозяйства путем решения проблемы орошаемого земледелия и т.д.
В настоящее время нормы Федерального закона N 377 не устанавливают критерии модернизации предприятия (производства, объекта или др.), что не позволяет оценить суть проекта: модернизируется ли производство в целом или улучшаются отдельные циклы, изменяется объект в целом или изменяет некоторые параметры
Участились случаи подачи деклараций, в которых цель обозначается как модернизация действующего производства, а фактически осуществляется приобретение оборудования для расширения выпуска отдельно взятой номенклатуры продукции. Однако, с указанием цели проекта как "модернизация" участники СЭЗ планируют получать льготы на весь производственный цикл.
Также поступает значительное количество обращений от субъектов хозяйствования - потенциальных участников СЭЗ, с какого момента возможно применять преференции участника СЭЗ, в частности, пониженные ставки налога на прибыль, на модернизируемом предприятии в рамках инвестиционного проекта.
В связи с этим предлагаем внести изменения в Федеральный закон N 377 и предусмотреть критерии модернизации предприятия (производства, объекта или др.) (к примеру, объем капитальных вложений в модернизацию должен составлять не менее 50% от общей балансовой стоимости основных средств).
Утверждение критериев модернизации действующих предприятий в рамках проектов СЭЗ позволит:
- оценивать проекты на предмет полной модернизации предприятия или улучшения его отдельных циклов и т.п.;
- участникам СЭЗ, реализующим проекты на базе действующих предприятий, определять объем капитальных вложений, планируемых в рамках проекта, и направление указанных капитальных вложений;
- определить возможность применения участником СЭЗ налоговых льгот на все предприятие или на определенные участки;
- обеспечит прирост объема инвестиций по проектам не менее чем на 30%.
Действующей редакцией Федерального закона N 377 определено, что свидетельство участника СЭЗ выдается на основании заключенного договора об условиях деятельности СЭЗ.