В сфере теплоснабжения целью государственной политики является обеспечение надежного и качественного теплоснабжения, достигаемого за счет эффективности производства, передачи и распределения (потребления) тепловой энергии.
Основой системы государственного регулирования в сфере теплоснабжения являются Федеральный закон "О теплоснабжении" и принятые в его исполнение нормативные правовые акты.
Развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется на принципах эффективной загрузки мощностей на основании схем теплоснабжения, которые должны соответствовать документам территориального планирования поселений.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения" установлены правовые основы введения долгосрочного тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.
Будут определены на долгосрочный период регулирования, составляющий не менее 3 лет, показатели надежности, качества и энергоэффективности организаций, осуществляющих теплоснабжение, и сформированы долгосрочные инвестиционные программы. В отношении всех организаций, осуществляющих теплоснабжение, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации, будут применяться долгосрочные тарифы.
В целях создания экономических стимулов для эффективного функционирования и развития централизованных систем теплоснабжения будут осуществлены меры, направленные на:
повышение уровня удовлетворенности потребителей тепловой энергии качеством и стоимостью товаров и услуг в сфере теплоснабжения, в том числе через совершенствование ценообразования и усиление ответственности теплоснабжающих организаций за обеспечение надежного и качественного теплоснабжения потребителей со встречным повышением ответственности потребителей тепловой энергии за выполнение договорных обязательств;
реализацию теплоснабжающими организациями мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и надежности энергопринимающих объектов потребителей тепловой энергии;
предотвращение прогрессирующего физического и морального износа основных производственных фондов в сфере теплоснабжения;
стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере теплоснабжения;
обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системами теплоснабжения;
стимулирование развития эффективных источников тепловой энергии и тепловых сетей (в том числе на основе местных возобновляемых источников энергии);
повышение управляемости систем теплоснабжения;
проработку предложений о переходе в сфере теплоснабжения к учету привлекаемых заемных средств исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;
скорейшее внесение изменений, направленных на возможность нормативного закрепления размера гарантированной предпринимательской прибыли при расчете тарифов на тепловую энергию.
Оценка реализации указанных мер осуществляется с использованием следующих показателей:
уровень технологических потерь тепловой энергии при транспортировке по сетям;
количество аварий и чрезвычайных ситуаций на системах теплоснабжения (исключение составляют ситуации природного характера);
удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии.
Важнейшими целями в сфере теплоснабжения являются:
модернизация тепловых сетей с переходом на независимые схемы теплоснабжения, со снижением температуры теплоносителя до 100 градусов Цельсия и ниже, а также с оптимизацией гидравлических режимов. При регулировании тарифов на транспортировку тепловой энергии планируется широкое применение методов сравнительного анализа, которые в долгосрочной перспективе позволят перейти к нормированию расходов на транспортировку тепловой энергии;
загрузка наиболее эффективных источников тепловой энергии и вывод из эксплуатации менее эффективных источников (в том числе на основании схем теплоснабжения).
Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1949-р, которым утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии", в 2015 году осуществлена разработка нормативных правовых актов, направленных на формирование новой модели рынка тепловой энергии.
Одним из возможных вариантов регулирования рынка тепловой энергии является метод расчета "альтернативной котельной".
Установление цены производства тепловой энергии при использовании такого метода предполагается на уровне, не превышающем стоимости тепловой энергии, производимой современной и технологически эффективной котельной.
На основании решений, принятых Правительством Российской Федерации, внедрение метода расчета "альтернативной котельной" для теплоснабжающих организаций на территории отдельных муниципальных образований на начальном этапе станет возможным при соответствии их следующим критериям:
наличие согласия уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на внедрение метода расчета "альтернативной котельной" в муниципальном образовании, которое расположено на территории такого субъекта Российской Федерации;
наличие согласия главы администрации муниципального образования на внедрение метода расчета "альтернативной котельной";