ПРИКАЗ
от 22 января 2016 года N 13
____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 февраля 2020 года на основании
приказа Минюста России от 7 февраля 2020 года N 15
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 33_1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.4855; 2004, N 27, ст.2711, N 35, ст.3607, N 45, ст.4377; 2005, N 27, ст.2717; 2006, N 27, ст.2881; 2007, N 1 (ч.1), ст.21, N 27, ст.3213, N 41, ст.4845, N 43, ст.5084; 2008, N 52 (ч.1), ст.6236; 2009, N 1, ст.14, ст.20, N 29, ст.3642; 2010, N 28, ст.3554; 2011, N 49 (ч.5), ст.7064, N 50, ст.7347; 2012, N 27, ст.3587; 2013, N 14, ст.1651, N 51, ст.6699; 2014, N 26 (ч.1), ст.3371, N 30 (ч.1), ст.4268; 2015, N 1 (ч.1), ст.10, N 13, ст.1811, N 29 (ч.1), ст.4385)
приказываю:
Министр
А.В.Коновалов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 января 2016 года,
регистрационный N 40870
Порядок проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов
1.1. Территориальный орган Минюста России на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) глав местных администраций поселений и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления поселений, глав местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления муниципальных районов, имеющих право совершать нотариальные действия в соответствии с частью четвертой статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - должностные лица местного самоуправления, Основы соответственно), проводит проверку в соответствии с настоящим Порядком (далее - внеплановая проверка).
1.2. Внеплановые проверки проводятся для предотвращения нарушений прав граждан и организаций, обращающихся за совершением нотариальных действий к должностным лицам местного самоуправления, в целях повышения качества совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, а также организации работы по совершению нотариальных действий.
1.3. Предметом внеплановой проверки является:
1) соблюдение органами местного самоуправления требований Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;
2) организация работы по совершению нотариальных действий;
3) исполнение должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;
4) соблюдение должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.
2.1. Основанием проведения внеплановой проверки является поступившая в территориальный орган Минюста России информация о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) должностных лиц местного самоуправления, содержащаяся в:
обращениях и жалобах граждан и организаций, поступивших в территориальный орган Минюста России;
публикациях в средствах массовой информации;
запросах Минюста России, обращениях и запросах других органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
_______________
Абзац второй части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2005, N 1, ст.17, ст.25; 2006, N 1, ст.10, N 23, ст.2380, N 31, ст.3452, N 50, ст.5279; 2007, N 1, ст.21, N 21, ст.2455, N 25, ст.2977, N 43, ст.5084, N 46, ст.5553; 2008, N 48, ст.5517; 2009, N 52, ст.6441; 2010, N 15, ст.1736; 2011, N 17, ст.2310, N 29, ст.4283, N 30, ст.4572, ст.4590, ст.4591, ст.4594, ст.4595, N 48, ст.6730, N 49, ст.7015, ст.7039; 2012, N 26, ст.3444, ст.3446; 2013, N 14, ст.1663, N 43, ст.5454, N 52, ст.6981, ст.7008; 2014, N 14, ст.1562, N 22, ст.2770, N 26, ст.3371, N 30, ст.4235, N 42, ст.5615, N 52, ст.7558; 2015, N 1, ст.11, ст.52, N 27, ст.3978, ст.3995, N 48, ст.6723).
Обращения и жалобы, не позволяющие установить лицо, обратившееся в территориальный орган Минюста России, а также обращения и жалобы, не содержащие информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
2.2. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
3.1. Решение о проведении внеплановой проверки принимается не позднее пяти рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Минюста России информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) должностных лиц местного самоуправления.
Указанное решение принимается начальником территориального органа Минюста России в виде распоряжения и согласовывается с прокуратурой субъекта Российской Федерации по месту нахождения органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления, подлежащих внеплановой проверке (далее - прокуратура субъекта Российской Федерации).
В распоряжении территориального органа Минюста России о проведении внеплановой проверки указывается:
1) наименование органа местного самоуправления и (или) фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица местного самоуправления, в отношении которого проводится внеплановая проверка;
2) место нахождения органа местного самоуправления;
3) наименование территориального органа Минюста России, проводящего внеплановую проверку;
4) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица (должностных лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение внеплановой проверки;
5) цель проведения внеплановой проверки;
6) основание проведения внеплановой проверки;
7) предмет внеплановой проверки;
8) срок проведения внеплановой проверки;
9) даты начала и окончания проведения внеплановой проверки;
10) перечень мероприятий, которые необходимо провести при внеплановой проверке, примерный перечень документов, подлежащих представлению в ходе внеплановой проверки.
3.2. Не позднее рабочего дня, следующего за днем издания распоряжения о проведении внеплановой проверки, территориальным органом Минюста России направляется в прокуратуру субъекта Российской Федерации письмо о согласовании проведения внеплановой проверки (приложение).
4.1. Не позднее одного рабочего дня со дня получения согласования прокуратурой субъекта Российской Федерации проведения внеплановой проверки должностное лицо территориального органа Минюста России запрашивает документы и сведения у должностного лица местного самоуправления.
Указанные в запросе документы представляются в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса о представлении документов и сведений в территориальный орган Минюста России почтовой связью в виде копий, заверенных оттиском печати и подписью соответствующего должностного лица местного самоуправления, и (или) по электронной почте.
Внеплановая документарная проверка проводится по месту нахождения территориального органа Минюста России в течение двадцати дней со дня истребования документов и сведений, указанных в запросе территориального органа Минюста России.
4.2. Если при внеплановой документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в находящихся в распоряжении территориального органа Минюста России документах, и (или) в случае необходимости оценки соответствия организации работы по совершению нотариальных действий требованиям законодательства о нотариате проводится внеплановая выездная проверка.
Внеплановая выездная проверка проводится по месту совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления.
О проведении внеплановой выездной проверки орган местного самоуправления уведомляется территориальным органом Минюста России не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Внеплановая выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностным лицом территориального органа Минюста России и обязательного ознакомления соответствующего должностного лица местного самоуправления с распоряжением территориального органа Минюста России о проведении внеплановой выездной проверки.
Должностное лицо местного самоуправления обязано представить должностным лицам территориального органа Минюста России, проводящим внеплановую проверку, документы (в том числе в электронной форме), связанные с целями, задачами и предметом внеплановой выездной проверки.
При проведении внеплановой выездной проверки должностное лицо местного самоуправления обязано обеспечить доступ должностных лиц территориального органа Минюста России, проводящих внеплановую выездную проверку, на территорию, используемую для совершения нотариальных действий.
Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать пяти рабочих дней.
4.3. При проведении внеплановой проверки территориальный орган Минюста России не вправе требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету внеплановой проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены территориальным органом Минюста России от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
5.1. По результатам проведенной внеплановой проверки в течение трех рабочих дней со дня ее окончания составляется справка, которая подписывается должностным лицом территориального органа Минюста России, проводившим внеплановую проверку.
5.2. В течение трех рабочих дней на основании фактов, содержащихся в справке, начальник территориального органа Минюста России вправе:
1) вынести должностному лицу местного самоуправления предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации (далее - предписание);
2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий (далее - представление);
3) направить должностному лицу местного самоуправления рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий (далее - рекомендации).
_______________
Часть третья статьи 33_1 Основ.
5.3. Предписание, представление, рекомендации начальника территориального органа Минюста России незамедлительно направляются в соответствующий орган местного самоуправления.
Копии предписания, представления, рекомендаций начальника территориального органа Минюста России направляются в течение пяти рабочих дней со дня принятия предписания, представления, рекомендаций в прокуратуру субъекта Российской Федерации, принявшую решение о согласовании проведения внеплановой проверки.
Сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц направляются органом местного самоуправления в территориальный орган Минюста России не позднее двадцати рабочих дней со дня получения решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
Информация о результатах проведенной внеплановой проверки (наименование органа местного самоуправления, дата проведения внеплановой проверки, выявленные нарушения, предписание с указанием сроков устранения нарушений, рекомендации) в течение одного месяца после завершения внеплановой проверки подлежит размещению на официальном сайте территориального органа Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Не подлежат размещению на официальном сайте территориального органа Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о лицах, обращения которых послужили основанием проведения внеплановой проверки.
Рекомендованный образец письма
о согласовании проведения