Комментарий к Федеральному закону "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"



Принят Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации". Данный закон призван заменить Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О третейских судах в Российской Федерации". Закон вступает в силу с 01.09.2016.

Сфера применения закона и определения


Причиной разработки нового закона является несовершенство применения третейского разбирательства в РФ. Если за рубежом третейский суд является способом наиболее быстро и легко решить спор между хозяйствующими субъектами, то в Российской Федерации юридические лица и предприниматели достаточно редко обращались в третейские суды, несмотря на реальную востребованность данного института со стороны участников гражданского оборота. Причинами этому служило отсутствие высокого уровня третейского разбирательства, отсутствие уверенности сторон процесса в том, что спор будет рассмотрен в рамках независимого разбирательства.

Нормативные предписания Закона о третейских судах за время его действия около 20 раз становились предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ по запросам государственных судов и жалобам организаций и граждан. Во всех случаях орган конституционного контроля нашей страны приходил к выводам о том, что нормы данного Закона не противоречат Конституции РФ. Но это свидетельствует о том, что граждане и юридические лица видели несовершенство законодательства.

Кроме того, к проблемам существующего закона можно отнести недобросовестность, выражающуюся в том числе в уничтожении материалов третейского разбирательства с целью исключить проверку его легитимности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2010 N А56-75431/2009)

Основной задачей принятого Федерального закона N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" является регулирование порядка образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитража (третейское разбирательство).

Закон направлен на решение двух основных проблем:

регламентация процедуры третейского разбирательства, установление требований к третейским судьям (арбитрам), определение порядка вынесения, приведения в исполнение и отмены решения третейского суда;

регулирование процедуры создания постоянно действующих арбитражных учреждений и осуществления ими деятельности, включая установление минимальных требований к их внутренним документам и внутренней организации.

Положения закона применяются в отношении организации не только арбитража внутренних споров, но и международного коммерческого арбитража, местом которого является Российская Федерация. Ранее положения закона не регулировали положения международного арбитража, которые выступали в качестве предмета правового регулирования Закона РФ от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже". В соответствии с вышеупомянутым законом в международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться:

споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также

споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Таким образом, новый закон распространяется как на российские споры, так и на международные споры.

Ранее в законе было прямо установлено верховенство правил международного договора, которые применяются, если таким договором предусмотрен иной порядок образования и деятельности третейских судов.

Расширены определения, применяемые в законе, появились принципиально новые определения.

Таблица

     
Новые определения в законе об арбитраже

Термин

Определение

арбитраж внутренних споров

арбитраж, не относящийся к международному коммерческому арбитражу

иностранное арбитражное учреждение

организация, созданная за пределами Российской Федерации и выполняющая на постоянной основе функции по администрированию арбитража вне зависимости от того, является ли она юридическим лицом или действует без образования самостоятельного юридического лица

международный коммерческий арбитраж

арбитраж, к которому применяется Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже"

комитет по назначениям

коллегиальный орган в составе не менее пяти человек, создаваемый в постоянно действующем арбитражном учреждении, осуществляющий функции по назначению, отводу и прекращению полномочий арбитров

правила арбитража корпоративных споров

правила постоянно действующего арбитражного учреждения, регулирующие арбитраж споров, которые связаны с созданием юридического лица в Российской Федерации, управлением им или участием в юридическом лице и сторонами которых являются учредители, участники, члены (далее - участники) юридического лица и само юридическое лицо, включая споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом

прямое соглашение

соглашение, которое заключено сторонами

третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора

третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения

учреждение-

правопредшественник

постоянно действующий третейский суд, который создан до дня вступления в силу федерального закона и по отношению к которому в соответствии с настоящим Федеральным законом создается учреждение-правопреемник для целей администрирования арбитража

учреждение-

правопреемник

постоянно действующее арбитражное учреждение, которое создано и осуществляет администрирование арбитража в соответствии с ранее заключенными арбитражными соглашениями, предусматривающими администрирование арбитража со стороны учреждения-правопредшественника

электронный документ, передаваемый по каналам связи

информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными и электронную почту

     

     

     

     

          Арбитражное соглашение


В законе N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" большое значение уделяется вопросу заключения арбитражного соглашения, ранее устанавливались только требования к форме и содержанию третейского соглашения (статья 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ).

К обязательным требованиям арбитражного соглашения относятся следующие:

1. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме. Письменная форма является соблюденной, если соглашение заключено путем обмена процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.

2. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, представляет собой арбитражное соглашение, заключенное в письменной форме, при условии, что указанная ссылка позволяет считать такую оговорку частью договора. Поэтому в качестве альтернативы рассмотрения споров рекомендуется предусмотреть такую оговорку в договоре с контрагентом.

3. При заключении арбитражного соглашения важно предусмотреть вопрос перемены лица в обязательстве, поскольку при перемене лица согласно закону, арбитражное соглашение действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а также как первоначального, так и нового должника. Поэтому в самом договоре целесообразно предусмотреть, каким образом арбитражное соглашение будет распространяться на первоначальную сторону и правопреемника.

Состав и требования к третейским судьям


Согласно статье 9, как и ранее, стороны определяют число третейских судей самостоятельно, однако число судей должно быть нечетным.

Если стороны не определились с числом суде, то в этом случае спор решается тремя судьями.

Ранее возникали споры в отношении решения споров судьей в единоличном порядке. И в судах сложилась неоднозначная практика в отношении принятия решений единолично.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (далее - ФАС СЗО) в одном из постановлений указал, что назначение единоличного судьи допустимо, если это установлено положением третейского суда, пункт 2 статьи 9 (правило о трех судьях) применяется, только если правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей (Постановление ФАС СЗО от 16.11.2009 по делу N А56-39907/2009).

В другом деле ФАС СЗО отметил, что суд первой инстанции сделал неправильный вывод о незаконном составе третейского суда, поскольку возможность единоличного рассмотрения установлена регламентом третейского суда (Постановление ФАС СЗО от 06.12.2010 по делу N А56-40000/2010).

Новая редакция закона также не регламентирует данный вопрос.

Судьи могут:

- избираться;

- назначаться.

Избрание (назначение) арбитров осуществляется следующим образом.                        

                    

                 

Также устанавливаются общие требования к лицам, выступающим в качестве арбитров.

1. Арбитр должен соответствовать одному из следующих требований:

- иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца;

- иметь высшее юридическое образование, подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.

2. Арбитром не может быть лицо, не достигшее возраста двадцати пяти лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена.

3. Арбитром не может быть физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость.

4. Арбитром не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.

При этом предусматривается иммунитет арбитров от гражданско-правовой ответственности, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу.

Ведение арбитража


В рамках определения порядка ведения арбитража установлены основные принципы арбитража, такие как независимость и беспристрастность арбитров, кроме того предполагается равноправие рассмотрения споров.

Следует обратить внимание, что ранее вопрос беспристрастности арбитров нашел отражение в практике государственных судов. По мнению суда, участие одной из сторон спора в организации, при которой создан и функционирует третейский суд, само по себе не свидетельствует о нарушении принципа беспристрастности и независимости третейского суда при отсутствии конкретных и достоверных доказательств того, что такой участник может действительно влиять на принимаемые судом решения (Определение ВС РФ от 09.02.2015 N 310-ЭС14-4786, А62-171/2014).

Арбитраж предусматривает несение определенных расходов. Стороны могут договориться о том, кто будет нести расходы самостоятельно, в какой пропорции. Если стороны не договорились о том, кто будет нести расходы, то такие расходы распределяются пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям.

Виды расходов в арбитраже     

             

В статью 23 закона включены положения по определению начала арбитража. По общему правилу, начало арбитража может быть связано с двумя основными моментами:

- датой, установленной сторонами;

- днем, когда исковое заявление получено ответчиком.

Перечень сведений, указанных в исковом заявлении следующий (статья 25 закона):

1) дата искового заявления;

2) наименования (фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество) и место нахождения (проживания) сторон арбитража;

3) обоснование компетенции третейского суда;

4) требования истца;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

6) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

7) цена иска;

8) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов.

В отличие от ГПК и АПК РФ стороны могут договориться об ином содержании искового заявления.

Также как и в гражданском судопроизводстве ответчик вправе представить истцу и (если применимо) третейскому суду (в том числе через постоянно действующее арбитражное учреждение) отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска, в порядке и сроки, которые предусмотрены правилами арбитража.

Стороны также как и в гражданском судопроизводстве представляют доказательства по делу. Третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства. Следует обратить внимание на порядок сбора доказательств, установленный в арбитражном процессе. Так, по делам, рассматриваемым в порядке искового производства, такая обязанность на суд не возложена. Доказательства собирают стороны (ст.66 АПК РФ). Суд же по их ходатайствам оказывает содействие в получении тех доказательств, которые не могут быть предоставлены сторонами самостоятельно. Также суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства, имеющие отношение к предмету спора (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.07.2011 N 5256/11 по делу N А40-38267/10-81-326).

По аналогии с гражданским и арбитражным судопроизводством в третейском суде все заявления, документы или другая информация, представляемые одной из сторон третейскому суду, должны быть также направлены другой стороне (статья 27 Закона).

Однако в отличие от разбирательства в рамках гражданского или арбитражного процесса стороны вправе выбрать договорной порядок например, назначения экспертов.

Если стороны не договорились об ином, третейский суд вправе:

1) назначить одного или нескольких экспертов для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs