Имущество подведомственных организаций должно быть максимально эффективным для задач функционирования и развития, а также в целях реализации имущественных прав Российской Федерации.
Обеспечить эффективность имущества позволяют следующие основные инструменты управления:
1. Оптимизация имущественного комплекса
Отказ от излишнего, не используемого либо непрофильного имущества - одна из важнейших мер по сокращению излишних затрат на содержание имущества.
Отказ от имущества может быть осуществлён:
- в пользу казны Российской Федерации;
- в целях закрепления имущества за иной организацией (таким образом может быть решена задача обеспечения иных государственных организаций необходимым имуществом);
- в целях передачи в собственность иного публично-правового образования (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования). В настоящее время данный вопрос наиболее остро стоит в отношении имущества бывших дошкольных образовательных учреждений.
2. Перераспределение имущества
Могут быть проведены следующие мероприятия:
- перераспределение имущества между подведомственными Министерству организациями;
- перераспределение имущества казны Российской Федерации либо имущества, закреплённого за организациями, не подведомственными Министерству;
- перераспределение имущества между публично-правовыми образованиями (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования).
3. Вовлечение имущества в хозяйственный оборот
Вовлечение имущества в хозяйственный оборот может быть осуществлено в рамках любого не запрещённого законодательством Российской Федерации договора.
Наиболее распространёнными договорами являются договоры аренды федерального имущества и договоры безвозмездного пользования федеральным имуществом.
При этом необходимо учитывать закреплённый Концепцией принцип "имущество как базис для основной деятельности".
Такие договоры должны заключаться в целях формирования необходимой инфраструктуры для основной деятельности организации.
К таким случаям необходимо отнести, в частности, размещение создаваемых образовательными и научными учреждениями хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным учреждениям (Федеральный закон от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ).
Также сюда следует отнести размещение инфраструктурных объектов для обеспечения социальной инфраструктуры в первую очередь образовательных учреждений.
Заключение договоров в других целях должно быть детально проанализировано на предмет целесообразности и влияния на осуществление уставной деятельности организации.
Также одним из актуальных способов вовлечения имущества в хозяйственный оборот следует определить вовлечение имущества в реализацию инвестиционного проекта, условиями которого является модернизация объектов подведомственной Министерству организации.
4. Реализация проектов по жилищному строительству совместно с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (Федеральный закон от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ)
Одной из целей деятельности Фонда является содействие развитию жилищного строительства.
В частности, Фонд осуществляет передачу земельных участков Фонда в безвозмездное срочное пользование жилищно-строительным кооперативам, которые созданы в целях обеспечения жильём ряда категорий граждан и удовлетворяют условиям, установленным Федеральным законом (далее - кооперативы), а также безвозмездную передачу земельных участков Фонда в собственность кооперативов и (или) граждан, являющихся членами кооперативов.