Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (постатейный)

Комментарий к статье 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Комментируемая статья устанавливает пределы действия комментируемого Закона, т.е. круг отношений, применительно к которым комментируемый Закон обладает юридической силой. Понятие "обращение лекарственных средств" раскрывается в статьях 1 и 4 Закона. Следует отметить, что данная норма является, с одной стороны, повторением общего правового принципа, изложенного в ч.2 ст.4 Конституции РФ, согласно которой Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. С другой стороны, формулировка статьи представляется слишком общей, т.к. связь обращения лекарственных средств и понятия "территория РФ" не конкретизирована.

Территория - это сущностный признак всякого государства. В пределах своей территории государство осуществляет свое политико-юридическое верховенство. Государственная территория Российской Федерации - это сухопутная территория, ее недра, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Конституция РФ в ч.1 ст.67 устанавливает, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Кроме того, к государственной территории РФ относится территория со смешанным режимом, к которым относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Существует также т.н. "подвижная государственная территория РФ" - корабли, самолеты, космические станции под Государственным флагом РФ, морские кабели в открытом море и трубопроводы, принадлежащие России. Таким образом, территориальные пределы действия комментируемого Закона достаточно обширны.

2. Смысл комментируемой статьи состоит еще и в том, что на всей территории России действует единый порядок обращения лекарственных средств. Специфика предмета правового регулирования в данном случае такова, что субъекты РФ не наделены правом законодательного регулирования деятельности, связанной с производством, лицензированием производства, доклиническими и клиническими испытаниями, хранением, перевозкой, уничтожением лекарственных средств.