Методика расчета себестоимости перевозочной работы для формирования договорных тарифов на перевозки, работы и услуги, выполняемые предприятиями железнодорожного транспорта
Существующая на железнодорожном транспорте отчетность позволяет определить только среднюю себестоимость грузовых перевозок в расчете на единицу транспортной работы (руб. на 1 ткм, на 1 вагоно-км и т.п.). Для целей ценообразования тарифов необходимо знать не себестоимость единицы транспортной работы, а среднесетевую (среднедорожную) себестоимость конкретной перевозки или отдельной операции перевозочного процесса, которая зависит от расстояния, типа вагона, его принадлежности, загрузки и других транспортных признаков.
Способ определения себестоимости перевозок базируется на принципиальных положениях метода расходных ставок (удельные расходы на отдельные измерители эксплуатационной работы). При этом применяется специальная система укрупненных расходных ставок с разделением по операциям перевозочного процесса - за начально-конечные и движенческие операции (НКО и ДО).
Указанным методом определяются затраты, связанные не только с работой подвижного состава (так называемые "зависящие" расходы), но и с содержанием, ремонтом и амортизацией постоянных устройств и др. ("условно-постоянные" расходы), что дает возможность учесть полную себестоимость перевозки. В ряде случаев применение укрупненных расходных ставок сочетается с элементами прямого расчета расходов по отдельным видам работ, связанных со спецификой перевозок некоторых грузов и оказания дополнительных услуг.
Универсальные модели расчета себестоимости перевозки грузов или основных операций перевозочного процесса (элементов перевозочной работы) С могут быть представлены в следующем общем виде.
1. Себестоимость перевозки грузов в вагонах железных дорог:
С = енко + tгp х евч + [(еткм х q + евкм + W х евч) (1 + альфа) + еткм х Р] х L, руб./вагон
где евч | - | расходная ставка за 1 вагоно-час, руб.; |
tгp | - | среднее время простоя вагона под грузовыми операциями в течение оборота, час.; |
енко | - | укрупненная расходная ставка (УРС) на 1 погруженный вагон (на 1 НКО), руб.; |
еткм | - | УРС на 1 ткм брутто, руб.; |
евкм | - | УРС на 1 вагоно-км, руб.; |
q | - | масса тары вагона, т; |
альфа | - | коэффициент порожнего пробега вагонов по отношению к груженому пробегу; |
W | - | пересчетный параметр перехода затрат, отнесенных на измеритель "вагоно-час", к измерителю "вагоно-км" (время прохождения 1 км пути, час.); |
Р | - | масса груза в вагоне, т; |
L | - | расстояние перевозки, км. |
2. Себестоимость перевозки грузов в собственных (арендованных) вагонах:
- груженый рейс
С = енко + (еткм х q + евкм + еткм х Р) х L, руб./вагон;
- порожний рейс
С = (еткм х q + евкм) х L, руб./вагон
3. Себестоимость одной начальной или конечной операции (отправления или прибытия груза повагонной отправкой без учета себестоимости погрузочно-разгрузочных работ и подачи -уборки вагонов на подъездные пути):
- в вагонах железных дорог
С = , руб./вагон;
- в собственных (арендованных) вагонах
С = , руб./вагон.
4. Себестоимость пробега вагона железных дорог:
- груженого
С = (еткм х q + евкм + W х евч + еткм х Р) х L, руб./вагон;
- порожнего
С = (еткм х q + евкм + W х евч) х L, руб./вагон.
5. Себестоимость пробега собственного (арендованного) вагона:
- груженого