МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 21 декабря 2001 года N И-1947у

Об утверждении Методических рекомендаций по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве

     


В соответствии с указанием МПС России от 11 июля 2000 года N Ш-1995у разработаны Методические рекомендации по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве.

В соответствии с утвержденными решением Правления МАП России от 27 мая 2000 года N 14/06-4-жд и объявленными вышеназванным указанием МПС России Рекомендациями по установлению и применению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве.

2. Начальникам железных дорог обеспечить расчет договорных тарифов на основе утвержденных Методических рекомендаций.

Первый заместитель Министра
М.В.Иванков

     

УТВЕРЖДЕНЫ
указанием МПС России
от 21 декабря 2001 года N И-1947у

     

Методические рекомендации по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве



Настоящие Методические рекомендации предназначены для определения уровня договорных тарифов и сборов с учетом повышения эффективности и качества транспортного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей, а также дополнительных издержек железных дорог. Методические рекомендации содержат примерный перечень работ и услуг, которые выполняются железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, порядок определения дополнительных затрат, возникающих на железных дорогах при выполнении соответствующих работ, а также примеры расчетов договорных тарифов.

Методические рекомендации могут быть использованы в практической работе по обоснованию уровня договорных тарифов работниками управлений и отделений дороги.

В подготовке Методических рекомендаций к изданию принимали участие Мамай И.Г., Ромайкина Н.В., Шеенсон А.И.

Выпущено по заказу Министерства путей сообщения.     

Введение


Переход к рыночной экономике потребовал существенных изменений в системе ценообразования. По мере необходимости улучшения сбалансированности рынка и приведения его в равновесное состояние развиваются процессы либерализации цен в немонополизированных сферах деятельности. На современном этапе становления рыночных отношений государством устанавливаются виды продукции, на которые действуют фиксированные оптовые цены и тарифы и на которые могут применяться свободные (самостоятельно устанавливаемые) и договорные цены и тарифы (по согласованию между предприятиями-производителями и потребителями).

В соответствии с пунктом 3 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 8 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей и грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон (договорным тарифам).

Настоящие методические рекомендации являются развитием ранее утвержденных Министерством путей сообщения Методических рекомендаций по определению свободных (договорных) тарифов на перевозки, работы и услуги, выполняемые предприятиями железнодорожного транспорта (М., 1995) с учетом современных экономических условий.

Настоящие методические рекомендации содержат способы расчета дополнительных издержек железных дорог и ставок платы. Разработанные методы калькулирования затрат и определения ставок тарифов и сборов сопровождаются в ряде случаев примерами расчетов. Значения исходных показателей, принятые в примерах расчетов, являются условными.

Методические рекомендации разработаны специалистами Министерства путей сообщения и Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта - Мазо Л.А., Малышевым А.С., Никаноровым Ю.А., Рогачевой Л.С., Сорокиным С.В., Шмелевым А.В.

1. Общие положения, регламентирующие применение договорных тарифов на железнодорожном транспорте

Договорные тарифы устанавливаются на основе утвержденных МАП России Рекомендаций по установлению и применению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей (указание МПС России от 11.07.2000 N Ш-1995у). В Рекомендациях приведен Примерный перечень работ и услуг, которые выполняются железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, отредактированный с учетом утверждения Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), включающий следующие виды наиболее распространенных работ и услуг.

1. Перевозки грузов с сокращенным сроком доставки по сравнению с нормативами, установленными правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

2. Перевозки грузов по графику с согласованным временем (в часах) отправления и прибытия.

3. Перевозки грузов по строящимся железнодорожным линиям, не принятым в постоянную эксплуатацию.

4. Перевозки грузов на железнодорожных линиях, в том числе узкой колеи, не включенных в общую сеть железных дорог.

5. Перевозки грузов на особых условиях грузоотправителя, грузополучателя.

6. Осуществление перевозок грузов ранее сроков, установленных Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" и правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

7. Подача и уборка вагонов, контейнеров для погрузки или выгрузки грузов на железнодорожные станции, не открытые для выполнения отдельных грузовых операций, а также работы, связанные с приемом, выдачей, погрузкой и выгрузкой грузов на этих станциях.

8. Подборка вагонов для подачи на железнодорожные подъездные пути ветвевладельцев под погрузку или выгрузку в случаях, не предусмотренных договором на эксплуатацию подъездного пути или договором на подачу и уборку вагонов.

9. Подборка и погрузка в вагоны мелких отправок грузов, прибывших на места общего пользования, и подача этих вагонов на железнодорожные подъездные пути для выгрузки.

10. Перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов на переездах, закрепление вагонов тормозными башмаками на железнодорожных подъездных путях, не принадлежащих железным дорогам.

11. Разработка и выдача технических условий на строительство железнодорожных подъездных путей.

12. Оказание дополнительные услуг в подготовке материалов для заключения или пересмотра договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, подачу и уборку вагонов.

13. Осуществление инспекторского надзора за железнодорожными подъездными путями, не принадлежащими железным дорогам.

14. Техническое обслуживание железнодорожных подъездных путей, не принадлежащих железным дорогам, в случаях, не предусмотренных Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".

15. Проверка веса и состояния груза, а также взвешивание груза в случаях, не предусмотренных Федеральным законом "Транспортным устав железных дорог Российской Федерации".

16. Хранение грузов и транспортных средств на складах временного хранения, расположенных на местах общего пользования железнодорожных станций.

17. Техническое обслуживание (ведомственный контроль, ремонт, контрольные проверки) весовых приборов, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам.

18. Отстой собственного и арендованного порожнего подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования.

19. Проведение работ работником федерального железнодорожного транспорта в случаях, не предусмотренных Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".

20. Консультирование грузоотправителей по разработанным ими чертежам, расчетам и схемам на погрузку и крепление грузов, в том числе негабаритных грузов, не предусмотренных техническими условиями, разработка чертежей, схем и выполнение расчетов на погрузку и крепление грузов, не предусмотренных техническими условиями.

21. Осуществление технической учебы и консультирования по правилам технической эксплуатации, Федеральному закону "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", правилам перевозок грузов на железнодорожном транспорте, тарифным руководствам и другим нормативным документам.

22. Использование пневматических устройств от локомотива или станционных устройств железной дороги для выгрузки вагонов и для других целей.

23. Сопровождение грузов работником железной дороги.

24. Сопровождение работниками военизированной охраны МПС России грузов, не входящих в перечни грузов, охрана и сопровождение которых в пути следования должны осуществляться работниками военизированной охраны МПС России, а также в случаях, требующих специализированных вагонов, средств индивидуальной защиты, сигнализации и связи, дополнительной охраны.

25. Выдача копий документов, в том числе транспортных железнодорожных накладных и заявок на перевозки грузов, учетных карточек, ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчиков.

26. Пломбирование крытых вагонов, контейнеров при перевозке в них грузов для личных (бытовых) нужд.

27. Оборудование в портах вагонов для размещения и крепления в них тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов.

28. Выполнение средствами железных дорог в местах общего пользования погрузочно-разгрузочных работ, на которые не предусмотрены сборы, указанные в Тарифном руководстве, а также при особых условиях их выполнения из-за свойств грузов или необходимости использования специальных дорогостоящих погрузочно-разгрузочных механизмов.

29. Въезд (выезд) на места общего пользования железнодорожных станций автомобильного подвижного состава, если это не связано с приемом и выдачей грузов.

Кроме того, в соответствии с главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации транспортно-экспедиционные услуги могут выполняться предприятиями федерального железнодорожного транспорта по договору транспортной экспедиции. Классификация экспедиторских услуг, общие требования к их качеству определяются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51133-98 "Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования".

Базой для определения уровня договорных тарифов являются расходы железной дороги по осуществлению соответствующих операций.

Максимальный размер договорного тарифа определяется на основе экономически обоснованной себестоимости выполнения работ и услуг с учетом необходимого уровня рентабельности. При этом уровень рентабельности не может превышать 35% по отношению к расходам.

Состав затрат, включаемых в себестоимость при формировании договорных тарифов, определяется в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552 (указание МПС России от 27.08.92 N 521пр-у).

В условиях развития рыночных отношений в транспортной деятельности при установлении договорных тарифов необходимо учитывать сложившийся уровень цен на аналогичные услуги у возможных конкурентов, а также финансовые возможности грузоотправителей и грузополучателей. Поэтому в ряде случаев размер договорного тарифа целесообразно снизить по сравнению с его максимально допустимым уровнем, чтобы обеспечить наибольший объем заказов, доходов и прибыли.

Работа по регулированию договорных тарифов должна проводиться одновременно с изучением транспортного рынка, платежеспособного спроса на предлагаемые работы и услуги, с выделением тех сегментов, где имеет место или может возникнуть конкуренция с другими предприятиями. При этом крайне важно правильно определить тенденции в развитии конкурентных предприятий и возможное их влияние на конъюнктуру рынка для конкретного вида транспортных услуг.

Перечни работ и услуг, выполняемых железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, ставки договорных тарифов утверждаются в порядке, установленном начальником железной дороги, и оформляются в виде сборников, прейскурантов и т.п. и доводятся до сведения причастных работников, грузоотправителей, грузополучателей.

Договорные тарифы могут устанавливаться в различных формах: в виде провозных плат в зависимости от расстояния, надбавок (коэффициентов) к прейскурантному тарифу, ставок сборов, плат и т.п. В тех случаях, когда дополнительные работы и услуги носят разовый, нерегулярный характер или расходы по их осуществлению значительно различаются в зависимости от конкретных условий, величина договорного тарифа может устанавливаться отдельно для каждого конкретного случая (без разработки унифицированных прейскурантов).

Уровень договорных тарифов фиксируется в протоколе (договоре) согласования, который подписывается руководителями предприятия федерального железнодорожного транспорта и предприятия - заказчика работ, услуг. По просьбе заказчика работ, услуг ему предоставляется калькуляция для ознакомления.

В тех случаях, когда указанные предприятия не имеют возможности подписать протокол (договор) согласования договорных тарифов, протокол (договор) может быть заключен путем обмена документами, подтверждающими согласие сторон (телефонограмма, телеграмма, телекс, телефакс и т.п.).

2. Определение ставок платы за осуществление перевозок грузов ранее сроков, установленных Федеральным законом "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" и правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте

2.1. Методика определения ставок платы


Ставка платы (П) определяется исходя из:

- дополнительных трудозатрат по организации досрочного отправления грузов;

- стоимости перевозочной работы, связанной с дополнительным пробегом порожних вагонов при их подаче под досрочную погрузку (учитывается только в случае нарушения нормальной схемы подачи порожних вагонов на данную станцию).

П = (Етз + Епор) х R, руб./отправка

(2.1)

где Етз

- дополнительные затраты труда по организации досрочного отправления грузов, час.;

Епор

- себестоимость дополнительного пробега порожних вагонов, руб./отправка;

R

- коэффициент рентабельности:

R = 1 +,

(2.2)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»