Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (постатейный)

Комментарий к статье 7. Личный состав Государственной противопожарной службы

1. Часть 1 комментируемой статьи перечисляет личный состав государственной противопожарной службы:

- сотрудники - лица рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы;

- военнослужащие - военнослужащих федеральной противопожарной службы;

- работники - лица, не имеющие специальных или воинских званий.

При этом сотрудники государственной противопожарной службы приравниваются к сотрудникам внутренних дел, военнослужащие государственной противопожарной службы - к военнослужащим вооруженных сил РФ, а работники осуществляют свои функции как обычные граждане РФ (см. подробнее комментарий к ч.3 комментируемой статьи).

2. Часть 2 ст.7 Закона определяет, что для того, чтобы быть принятым в Государственную противопожарную службу лицо должно иметь:

1) гражданство РФ;

2) возраст - от 17 лет;

3) особые личные и деловые качеств, образование и состояние здоровья для выполнения обязанностей, возложенных на личный состав Государственной противопожарной службы.

Так, приказом МЧС России от 11 ноября 2009 года N 626 "О порядке отбора граждан на службу (работу) в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы" определяется процедура отбора кандидатов на службу (работу), изучения кандидатов для поступления на службу (работу) в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, проверки кандидатов, принимаемых на службу (работу) в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, принятия решения о приеме кандидата на службу (работу). Кроме того, названным приказом утверждены образцы заявления для соискателя, анкеты, автобиографии, заключения о приеме на службы и образцы других документов.

3. В соответствии с ч.3 комментируемой статьи на личный состав Государственной противопожарной службы распространяются следующие положения:

1) на сотрудников федеральной противопожарной службы - положения, регламентирующие прохождение службы в органах внутренних дел.

Так, служба в органах внутренних де в РФ регламентируется следующими нормативными актами: Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 года N 621 "Об утверждении Положения о совмещении обязанностей на службе в органах внутренних дел Российской Федерации", Указом Президента РФ от 22 ноября 2012 года N 1575 "Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации", Указом Президента РФ от 15 января 2013 года N 30 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы", постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", приказом МЧС РФ от 3 ноября 2011 года N 668 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"; приказом МЧС России от 24 июля 2014 года N 385 "О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" и др.;

2) на военнослужащих федеральной противопожарной службы - положения, регламентирующие прохождение службы в Вооруженных Силах РФ.

Порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих в РФ определяется: Федеральным законом от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ФЗ "О статусе военнослужащих"; Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы"), Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации") и др.;

3) на работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде (например, ТК РФ, Законом РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (вместе с "Положением об особенностях направления работников в служебные командировки") и др.).

4. Часть 4 комментируемой статьи предоставляет работникам Государственной противопожарной службы (то есть лицам, на которых распространяются права и обязанности по законодательству о труде) в целях защиты их профессиональных, социальных и иных законных интересов право объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. Так, нормативное регулирование деятельности названных организаций осуществляется на основе Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". В настоящее время в России действуют Мурманская территориальная профсоюзная организация работников пожарной охраны МЧС, Профсоюз сотрудников пожарной охраны ЗАТО г.Железногорск Красноярского края, Независимый профсоюз работников пожарной охраны г.Осинники Кемеровской области, Первичная профсоюзная организация Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю и др.

5. Согласно ч.5 ст.7 Закона личный состав Государственной противопожарной службы в своей деятельности не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели. Данное положение соотносится с ч.3 ст.4 комментируемого Закона, в соответствии с которой пожарная охрана не привлекается к действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков. Закон очередной раз подчеркивает, что пожарная охрана (и в частности ее личный состав) независимо от иных сфер жизни государства осуществляет функции по профилактике пожаров, спасению людей и имущества, по проведению спасательных работ, руководствуясь при этом исключительно нормами действующего законодательства и решениями, принимаемыми органами государственной власти и местного самоуправления.

6. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает, что личному составу в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца. Вопросы выдачи таких удостоверений определяются приказом МЧС РФ от 17 мая 2005 года N 400 "Об утверждении Инструкции о порядке изготовления, оформления и выдачи служебных удостоверений личному составу Федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", который определяет порядок выдачи, порядок изготовления и заполнения бланков, порядок оформления удостоверений, учета, хранения и уничтожения, содержит описание и образцы названных удостоверений.

7. В соответствии с ч.10 ст.7 Закона сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды (при этом данное положение не относится к работникам).

Так, в настоящее время применяются положения постановления Правительства РФ от 22 декабря 2006 года N 789 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы". Названным постановлением установлено, что сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России носят фуражку шерстяную с кантом оранжевого цвета и околышем серо-синего цвета, пилотку шерстяную с кантом оранжевого цвета, брюки шерстяные с кантами оранжевого цвета (лица высшего начальствующего состава - с кантами и лампасами), погоны с просветами и кантами оранжевого цвета. Кроме того, постановление описывает конкретные признаки знаков отличия, особенности одежды для мужчин и для женщин, нормы снабжения одеждой, а также иные вопросы, связанные с одеждой и знаками отличий в том числе сотрудников Государственной противопожарной службы.

Кроме того, в настоящее время действует приказ МЧС РФ от 16 ноября 2007 года N 599 "Об утверждении Описания предметов формы одежды и знаков различия сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имеющих специальные звания внутренней службы" и приказ МЧС РФ от 3 июля 2008 года N 364 "Об утверждении Правил ношения формы одежды сотрудниками Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имеющими специальные звания внутренней службы".

8. Часть 11 ст.7 комментируемого Закона предоставляет работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, право засчитывать в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, непосредственно предшествующие назначению на эти должности периоды работы в системе Государственной противопожарной службы МЧС России (а равно МВД России). Кроме того, данное право распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России), в том числе и до вступления в силу комментируемого Закона, то есть до 5 января 1995 года (дата опубликования в "Российской газете"). Подробнее о дате вступления комментируемого Закона в силу см. комментарий к ст.40.

9. Согласно ч.12 комментируемой статьи в федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы, например, в структурных подразделениях центрального аппарата МЧС РФ, в частности, в Руководстве министерства, в Департаменте пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил ГО, а также в научно-техническом управлении (отдел разработки и внедрения пожарно-спасательных технологий), управление информации и др.), в органах государственного пожарного надзора. Такая государственная гражданская служба осуществляется на основании положений Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

10. Часть 15 ст.7 комментируемого Закона определяет, что продолжительность несения службы личным составом федеральной противопожарной службы, непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по труду. Так, в соответствии с п.4.2 Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны, утв. приказом МЧС РФ от 5 апреля 2011 года N 167, продолжительность дежурства определяется работодателем на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ.