1. Под общественным объединением пожарной охраны понимается добровольное, самоуправляемое, социально ориентированное некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан в области пожарной безопасности и проведения аварийно-спасательных работ.
Добровольность формирования - важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Как уже говорилось выше, основы правового регулирования процессов формирования общественных объединений пожарной охраны помимо рассматриваемого Закона регламентированы положениями ГК РФ, ФЗ "Об общественных объединениях", ФЗ "О некоммерческих объединениях", иных законов.
Например, особенностями полномочий участника общественных объединений пожарной охраны (в целом ДПО или отдельного добровольного пожарного) согласно ст.ст.123.6 ГК РФ обозначены:
- осуществление участником (членом) общественной организации корпоративных прав, предусмотренных п.1 ст.65.2 ГК РФ, в порядке, установленном уставом организации; он также вправе на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами;
- участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации п.4 ст.65.2 ГК РФ, также несет обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы;
- участник (член) общественной организации по своему усмотрению в любое время вправе выйти из организации, в которой он участвует;
- членство в общественной организации неотчуждаемо;
- осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу.
Согласно п.1 ст.65.2 ГК РФ участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе:
- участвовать в управлении делами корпорации, за исключением случая, предусмотренного п.2 ст.84 ГК РФ;
- в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;
- обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;
- требовать, действуя от имени корпорации (п.1 ст.182 ГК РФ), возмещения причиненных корпорации убытков (ст.53.1 ГК РФ);
- оспаривать, действуя от имени корпорации (п.1 ст.182 ГК РФ), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным ст.174 ГК РФ или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации;
- участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.
Таким образом, с учетом того, что вышеуказанные общие нормы ГК РФ были внесены в 2014 году Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", можно сделать вывод о том, что с 2014 года в гражданско-правовых отношениях ДПО выступают некоммерческой корпорацией в форме общественной организации.
Следует добавить, что в ст.19 ФЗ "Об общественных объединениях" установлен исчерпывающий перечень общих ограничений для учредителей, членов и участников общественных объединений.
2. Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица, поскольку согласно ст.3 ФЗ "Об общественных объединениях" гражданам предоставлено право по своему выбору создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. При этом создаваемые общественные объединения могут быть зарегистрированы согласно общим правилам ст.21 ФЗ "Об общественных объединениях" с получением прав юридического лица либо могут осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Членами общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности в качестве его членов.
В комментируемой статье обозначены две организационно-правовых формы, в которых могут создаваться и вести деятельность общественные объединения.
Организационно-правовая форма юридического лица определяется как совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.
В отличие от ГК РФ, п.3 ст.50 которого перечисляет возможные организационно-правовые формы юридических лиц - некоммерческих организаций, комментируемый Закон понятие "организационно-правовая форма" понимает несколько по-другому: ГК РФ применяет это понятие только к юридическим лицам, а комментируемый Закон - ко всем общественным объединениям, в том числе и к тем, которые могут не регистрироваться в качестве юридических лиц.
Регистрация общественных объединений - форма государственного контроля за их целевым назначением, однако при этом государство не вмешивается в их текущую деятельность. Государство, не вмешиваясь в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Вместе с тем, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. В подобных случаях государство использует имеющийся механизм правового воздействия для пресечения деятельности таких объединений граждан.
3. Объединения различных организационно-правовых форм имеют свои особенности, которые, прежде всего, касаются целями создания, особенностями управления, режимом использования имущества. Для того, чтобы разграничить названные особенности, в комментируемом Законе присутствуют статьи, которые касаются той или иной формы общественных объединений. Среди них:
- общественные организации;
- общественные учреждения.
Особенности отдельных видов общественных объединений также отражаются во многих общих статьях, например, ч.4 ст.30 ФЗ "Об общественных объединениях" о том, что общественные фонды могут осуществлять свою деятельность на основе доверительного управления.