Комментарий к Федеральному закону от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (постатейный)

Комментарий к статье 3. Основные принципы создания и деятельности добровольной пожарной охраны

1. Комментируемая статья закрепляет основные принципы добровольной пожарной охраны.

Принципы - это руководящие начала, лежащие в основе механизма правового регулирования тех или иных общественных отношений. Всего в комментируемой статье имеется семь основных принципов, которые находят свое развитие в следующих статьях комментируемого Закона и других нормативных актах.

Следует отметить, что комментируемые принципы реализуют общие принципы создания и деятельности общественных объединений, которые в соответствии с положениями ст.15 ФЗ "Об общественных объединениях" включают:

- равенство объединений перед законом;

- добровольность;

- равноправие;

- самоуправление;

- законность;

- свободу определения внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности объединения;

- гласный характер деятельности и общедоступность информации об учредительных и программных документах.

Первым принципом деятельности добровольной пожарной охраны в комментируемой статье назван принцип равенства перед законом общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм.

Конституционное право на объединение, включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать либо не вступать в существующие общественные объединения, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Часть 2 ст.30 Конституции РФ закрепляет эту одну из важнейших гарантий свободы объединений, соблюдения принципа добровольности в создании и деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден как к вступлению в какое-либо объединение, так и к пребыванию в нем. Участие или неучастие в общественных объединениях - личное дело каждого. Любые действия или решения, направленные на принуждение к вступлению в объединение или препятствующие выходу из него, являются противоправными.

В п.4 ст.13 Конституции РФ закреплен принцип равенства общественных объединений перед законом. Кроме того, на принцип равенства общественных объединений перед законом независимо от их организационно-правовых форм указано в ст.15 ФЗ "Об общественных объединениях".

Принцип равенства в деятельности общественных объединений опирается на ст.19 Конституции РФ и ст.7 Всеобщей декларации прав человека, провозгласивших, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст.4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В Конституции РФ закреплены равенство всех перед законом и государственные гарантии осуществления равноправия независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к общественным объединениям. Это означает, что участие или членство в добровольной пожарной охране защищенных законом дополнительных правомочий при осуществлении субъективных прав, предоставленных гражданам законодательством РФ, например, при совершении имущественных сделок, поступлении на работу, участии в выборах или выезде за границу, а также не освобождает от обязанностей, например, несения военной службы или ответственности за совершенное уголовное преступление. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Кроме того, закрепленный принцип равноправия касается всех сфер жизни и означает одинаковый подход при решении вопроса о правах и свободах, об обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе.

Таким образом, ст.19 Конституции РФ гарантируется равенство правовых возможностей, предоставляемых государством, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям. Конституция РФ провозглашает свободу деятельности общественных объединений. Это предполагает равенство прав граждан при создании общественных объединений, то есть по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления они могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав. Кроме того, не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением предусмотренных законом случаев. Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к порядку создания общественных объединений. Так учредители, члены и участники общественного объединения имеют равные права, и несут равные обязанности в соответствии с требованиями норм устава. Кроме того равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности.

Например, устав, положение или иной основополагающий акт добровольной пожарной охраны должен указывать название, цели, организационно-правовую форму, задачи, структуру, территорию деятельности общественного объединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права и обязанности участников, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций. Что касается равенства требований к порядку регистрации общественных объединений, то для определенного вида общественного объединения предусмотрен соответствующий исчерпывающий перечень документов для принятия решения о государственной регистрации общественного объединения.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов добровольной пожарной охраны, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений. Однако есть и исключения. Так, законодательством предусмотрена государственная поддержка молодежных и детских объединений в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Кроме того, равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве оснований ответственности общественных объединений за нарушение законодательства РФ, поскольку свобода объединения имеет свои пределы и не может использоваться в асоциальных целях. Конституция РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Принцип равенства общественных объединений перед законом является основополагающим принципом в деятельности добровольной пожарной охраны и предполагает равные для всех возможности в реализации конституционного права на объединение, что свидетельствует о наличии в России правовых условий для активного развития самодеятельных гражданских организаций. Смысл конституционного принципа равенства состоит в том, что общественные объединения равны перед законом независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивается равенство прав граждан при создании общественных объединений.

2. Вторым принципом деятельности добровольной пожарной охраны назван принцип добровольности, равноправия и законности деятельности добровольной пожарной охраны. Принцип добровольности означает, что никто не может принуждать общественное объединение заниматься какой-либо деятельностью, в том числе путем издания обязательных для выполнения актов органов государственной власти или местного самоуправления, не основанных на законе и имеющих индивидуальный характер.

В деятельности общественных объединений принцип равноправия, является скорее производным от принципа равенства объединений перед законом и применяется непосредственно в деятельности общественных объединений, а принцип равенства носит более общий характер и касается статуса общественных объединений в целом. Принцип равноправия касается равенства прав участников и (или) членов добровольной пожарной охраны. В соответствии с принципом законности, который является по сути своей межотраслевым, каждое общественное объединение обязано в своей деятельности соблюдать нормы действующего законодательства, руководствоваться нормами Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, законов, подзаконных актов.

Нарушение принципа законности происходит, как правило, в форме конкретных действиях (бездействии) общественного объединения, которое является наказуемым.

В случае нарушения добровольной пожарной охраны Конституции РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор РФ или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность добровольной пожарной охраны на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения может быть обжаловано в суд.

3. Третьим является принцип свободы в определении внутренней структуры добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности добровольной пожарной охраны. Общественные объединения, в соответствии с данным принципом, обладают свободой в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, это означает, что учредители таких объединений могут беспрепятственно выражать свою волю, принимать какие-либо совместное решение в отношении создания объединения, утверждения его устава. Руководящие органы такого объединения вправе в дальнейшем изменять его структуру, цели и методы и формы деятельности, в пределах имеющихся полномочий.

На практике свобода определения внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности добровольной пожарной охраны, конечно, обусловлена внешними аспектами необходимости создания дополнительных сил общественной пожарной охраны на определенной территории, поскольку неприкрытыми профессиональной пожарной охраной считаются от 30 до 40 тысяч сельских населенных пунктов (около 17% от общей численности населения), на долю которых приходится свыше 40% погибших при пожарах людей.

________________