Комментарий к Федеральному закону от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (постатейный)

Комментарий к статье 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования комментируемого Закона обозначены правоотношения, в которых взаимодействуют между собой субъекты права. Участниками общественных отношений являются физические и юридические лица - общественные объединения, реализующие свои права на объединение, создание, управление, реорганизацию и ликвидацию общественного объединения. В комментируемом Законе акцент сделан на порядок создания и деятельности общественных объединений, осуществляющих свои права на объединение при профилактике, тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Добровольная пожарная охрана создается общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Под общественным объединением согласно ст.5 ФЗ "Об общественных объединениях" понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. При этом право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и посредством юридических лиц - общественных объединений.

Все общественные объединения характеризуются следующими чертами:

- образуются физическими и юридическими лицами;

- не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;

- действуют от своего имени;

- не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Общественное объединение добровольной пожарной охраны создается по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учредителей могут входить юридические лица - общественные объединения. Решение о создании, формировании руководящих органов, об утверждении устава принимается на общем собрании (съезде, конференции).

С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным.

Создаваемые общественные объединения могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Говоря об обязательности общих интересов при создании ДПО, следует указать на определение Верховного Суда РФ от 6 декабря 2011 года N 1-Г11-29, которым подтверждена правомерность ликвидации общественной организации, поскольку положения ее устава не содержат указаний на конкретный род деятельности, производственные или профессиональные интересы, которые объединяют членов данной организации, следовательно, организация создана в форме, не предусмотренной законом, что свидетельствует о существенном нарушении данного закона. То есть, при создании ДПО общность интересов его участников должна быть бесспорной.

Организационно-правовыми формами общественных объединений являются:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическая партия.

В данном отношении следует обратить внимание на то, что некоммерческая организация ДПО может быть ликвидирована по решению суда, если ее наименование не содержит указания на организационно-правовую форму. Это правило отражено в решении Верховного Суда РФ от 15 ноября 2012 года по делу N АКПИ12-1059 и других актах высших судов.

Для выполнения своих уставных целей по участию в тушении пожаров и участии в аварийно-спасательных работах общественное объединение самостоятельно определяет организационную структуру добровольной пожарной охраны, его техническое оснащение, решает задачи по подготовке добровольных пожарных, созданию необходимой материально-технической базы за счет собственных финансовых средств, а также в порядке ст.11 комментируемого Закона взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти (местного самоуправления) общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством РФ.

2. Комментируемый Закон, как это определено в ч.2 рассматриваемой статьи:

1) определяет:

- правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны;

- права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных;

2) регулирует отношения добровольной пожарной охраны с:

- органами государственной власти;

- органами местного самоуправления;