Комментарий к Федеральному закону от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (постатейный)

          Комментарий к статье 1. Основные понятия


1. Основные понятия, которые содержатся в нормах комментируемого Закона, раскрываются законодателем с целью исключения разночтений понимания понятий между различными участниками правоотношений по ОСАГО.

Так как обязательному страхованию подлежит риск гражданской ответственности владельцев ТС, то, разумеется, необходимо определить, что относится к транспортным средствам как таковым. Законодатель определяет транспортное средство как устройство.

Под устройством тут следует понимать искусственно созданный объект со сложной внутренней структурой, созданный для выполнения определенных функций в области техники. Таким образом, речь в п.1 комментируемой статьи идет об искусственно созданном объекте, цель создания которого - перевозка по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Выделяют несколько видов транспорта:

- морской;

- воздушный (авиатранспорт);

- железнодорожный;

- речной (внутренний водный);

- автомобильный;

- космический и др.

К каждому перечисленному виду транспорта относятся специальные ТС, потому необходимо четко определить какое из них подразумевается законодателем в комментируемой статье. Для этого воспользуемся признаком, содержащемся в понятии "транспортное средство", а именно к части "..для перевозки по дорогам..".

Дорога - искусственно созданный объект инфраструктуры, предназначенный для перемещения людей и (или) ТС.

Дороги бывают:

- автомобильные;

- железнодорожные пути и др.

Автомобильная дорога - сложный объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс функционально связанных конструктивных элементов и инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения беспрепятственного и безопасного движения в течение длительного времени ТС и людей с заданной интенсивностью движения.

Железнодорожные пути - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс сложных линейных элементов и инженерных сооружений, устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей, предназначенной для движения специальных железнодорожных ТС.

Ни одно из приведенных определений, между тем, не позволяет четко понять о каком виде ТС идет речь в комментируемой статье, так как оба вида дорог используются для перемещения посредством ТС людей, грузов и оборудования. Окончательную точку в этом вопросе может поставить легальное определение понятия "дорога", данное в ст.2 ФЗ "О безопасности дорожного движения", а именно: дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Анализ вышеприведенного определения (составных элементов дороги) с учетом отсутствия ссылки на специальное "узкое" предназначение ТС в комментируемой статье, позволяет сделать вывод о том, что речь идет в комментируемой статье только о наземном автомобильном транспорте. В подтверждение этого вывода также обратимся к понятию "транспортного средства", указанному в ст.2 ФЗ "О безопасности дорожного движения", которое аналогично данному в комментируемой статье.

Между тем не каждое транспортное средство подлежит страхованию по системе ОСАГО, даже если оно предназначено для движения по дорогам наземного автомобильного транспорта (см. подробнее комментарий к ст.4).

2. Использование транспортного средства является важным элементом для отношений по ОСАГО, так как только путем активного использования можно причинить вред имуществу, жизни или здоровью третьих лиц. Законодатель определяет использование через понятие "эксплуатация", которое значительно шире по смыслу слова "использование".

Эксплуатация - это сложный процесс вовлечения технического объекта (устройства) в деятельность, связанную с реализацией функций, заложенных в данном устройстве, в целях достижения заданного результата. Например, использование автобусов для перевозки пассажиров, грузового транспорта - для перемещения грузов, специальной техники для выполнения строительных, ирригационных, сельскохозяйственных и иных работ.

Эксплуатация транспортного средства может производиться не обязательно на дорогах, но и в иных местах, прямо не предназначенных для интенсивного движения транспорта, потому законодатель и указывает при перечислении мест использования транспортного средства не только дороги, но и дворы, стоянки ТС, жилые массивы, заправочные станции и т.д. Словосочетание "другие территории", используемое в определении, означает открытость списка, так как невозможно предусмотреть все возможные места эксплуатации ТС. Введение такого списка вполне закономерно, так как обратное могло бы привести к необоснованному сужению мест причинения вреда с использованием ТС.

Эксплуатация может производиться не только путем активного использования ТС через движение по дорогам или иным местам, но и через реализацию иных технических функций данного ТС. Например, экскаваторы предназначены не только для перемещения по дорогам, но и для работ, связанных с извлечением, перемещением грунта.

Тут следует обратиться к последнему предложению понятия "использование транспортных средств", а именно: эксплуатация оборудования, установленного на ТС и непосредственно не связанного с участием ТС в дорожном движении, не является использованием ТС.

На первый взгляд, данное утверждение логично, так как действительно существует оборудование на ТС, которое функционально не может обеспечивать движение ТС по дорогам, и формально вроде как не участвует в причинении вреда. Следовательно, делает вывод законодатель, для целей ОСАГО использование такого оборудование не равняется использованию всего ТС в целом. Такой вывод, может лишить потерпевшее лицо возмещения вреда по ОСАГО, если вред причинен ему будет во время движения ТС посредством эксплуатируемого оборудования, установленного на ТС, что противоречит принципу гарантии возмещения вреда, указанному в ст.3 комментируемого Закона. В соответствии со ст.135 ГК РФ выделяют главную вещь и принадлежность, т.е. вещь, связанную с главной общим назначением. Оборудование на ТС, которое не участвует в движении ТС, между тем, служит для реализации определенной функции, возложенной в целом на ТС, и является отсюда принадлежностью, и следует судьбе главной вещи. Таким образом, эксплуатация такого оборудования относится все-таки в целом к понятию "использование транспортных средств" и если в результате такой эксплуатации во время движения ТС причиняется вред оборудованием, установленном на ТС, другим участникам дорожного движения, то, на наш взгляд, потерпевший имеет право требовать возмещения вреда по ОСАГО. И отсюда формулировка последнего предложения рассматриваемого понятия неточна и спорна.

3. Раскрытие понятия "владелец транспортного средства" очень важно для правильного применения норм комментируемого Закона, потому что этим понятием очерчивается круг лиц, обязанных страховать риск гражданской ответственности за причинение вреда.

Под владельцем обычно понимают собственника определенной вещи, однако, владеть вещью можно и на ином, отличном, от классического права собственности, основании. Так, в соответствии со ст.216 ГК РФ, лицо, наряду с правом собственности, может владеть вещью на праве: