ПРИКАЗ
от 19 сентября 1990 года N 616
Об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования
____________________________________________________________________
Не действует на территории РФ на основании
приказа Минобрнауки России от 9 декабря 2011 года N 2816
____________________________________________________________________
В целях развития психологической службы в системе народного образования
приказываю:
1. Утвердить Положение о психологической службе в системе народного образования (приложение).
2. Контроль за реализацией данного Положения возложить на главного психолога Гособразования СССР т.Асмолова А.Г.
Председатель
Г.Ягодин
Положение о психологической службе в системе народного образования
1. Психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. Основные цели службы - содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений. Центральная задача психологической службы - формирование развивающего образа жизни личности в различных учебно-воспитательных учреждений в системе непрерывного образования.
2. Важнейшим условием эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.
3. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциями по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков. Для обеспечения успешной работы службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.
4. Деятельность психологической службы в системе народного образования обеспечивается специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности "Психология" или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию "практический психолог" (диплом установленного Гособразованием СССР образца).
1. Научно-методический центр по практической психологии при Министерстве народного образования.
Центр создается при участии отделения Общества психологов СССР.
2. Центр психологической помощи (Центр психологической помощи и профориентации).
Центр может создаваться при областном (городском, районном) управлении (отделе) народного образования или при местном Совете народных депутатов в установленном порядке.
3. Методист по практической психологии в методическом кабинете при районном (городском, областном) управлении (отделе) народного образования.
Задачи психологической службы:
формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;
обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;
обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
психолого-педагогическое изучение детей;
профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;
социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии;
оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного микроклимата в семье.
Работа практического психолога осуществляется по следующим основным направлениям:
Психопрофилактическая работа - формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:
адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;
предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.
Психодиагностическая работа - психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин нарушения личности и интеллекта.
Для реализации этих задач практический психолог проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;
проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;
диагносцирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;
проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.
Развивающая и психокоррекционная работа - активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Ее задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становлении личности. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в обучении и поведении детей и подростков.
Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы практический психолог разрабатывает и осуществляет:
программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;
программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.
Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими, и выполняется последними с помощью психолога. Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей или лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.
Консультативная работа - консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;
консультирование детей, родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;
консультирование работников учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам социально-психологической реабилитации детей;
проведение совместных консультаций работников учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (школы-интернаты, детские дома), педагогов школ, в которых обучаются эти дети, представителей шефствующих организаций с целью обеспечения преемственности в работе с детьми;
проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.;
консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом как возрастных так и обусловленных организацией жизни, обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении особенностей детей.
Работник психологической службы в системе народного образования обязан:
руководствоваться соответствующими директивными и нормативными документами Совета Министров СССР, Гособразования СССР, настоящим Положением и другими документами, регламентирующими деятельность службы;
рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
знать новейшие достижения психологической науки, применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;
препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
в решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его полноценного развития;
хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим;
оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуального подхода к ребенку, оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем;
работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом учреждения;
по запросам администрации подготавливать необходимые материалы для психолого-медико-педагогических консультаций;
участвовать в рассмотрении спорных вопросов воспитания детей (выбор формы устройства, передача на воспитание одному из родителей и др.);
выполнять распоряжения администрации учреждения образования, управления (отдела) образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных знаний.
Работник психологической службы имеет право:
определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий учебно-воспитательного учреждения;
формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ;
отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат принципам или задачам его работы, определенным настоящим Положением;
знакомиться с документацией учебно-воспитательного учреждения, обращаться с запросами в медицинские учреждения;
участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с принятым решением обратиться в вышестоящую инстанцию;
участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности, проводить в учебно-воспитательном учреждении групповые и индивидуальные психологические исследования и эксперименты для исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и пр.;
обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с защитой интересов ребенка (изменение режима работы родителей или лиц, их заменяющих, санаторное обеспечение и др.);
обращаться в центры психологической помощи и профориентации по вопросам профессионального самоопределения школьников и другим вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Бюллетень Государственного
Комитета СССР по народному
образованию: высшее и
среднее специальное,
N 12, 1990 год