ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 ноября 2015 года N 2413-р

[Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке]

(с изменениями на 23 января 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года N 643-р;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2024 года N 124-р.

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке (далее - план).

2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана, ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минфин России информацию о ходе выполнения плана.

(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2024 года N 124-р. - См. предыдущую редакцию)

3. Минфину России осуществлять мониторинг и контроль реализации плана и ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана.

(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2024 года N 124-р. - См. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 26 ноября 2015 года N 2413-р

     

План мероприятий ("дорожная карта") по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке

(с изменениями на 23 января 2024 года)

     

     

I. Общее описание "дорожной карты"


План мероприятий ("дорожная карта") по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке (далее - "дорожная карта") направлен на совершенствование механизмов государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и базируется на предложениях федеральных органов государственной власти и предпринимательского сообщества (представителей крупного, среднего и малого бизнеса).

"Дорожная карта" разработана в целях качественного изменения ситуации на алкогольном рынке Российской Федерации, в том числе путем поддержки добросовестной конкуренции.

Целями "дорожной карты" являются:

повышение эффективности государственного регулирования и конкуренции на алкогольном рынке Российской Федерации;

профилактика правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Российской Федерации.

Реализация указанных мер позволит достичь стабилизации ситуации в сфере государственного регулирования алкогольного рынка, противодействия нелегальному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе нелегальной розничной продаже алкогольной продукции, а также нарушению антимонопольного законодательства Российской Федерации.

II. Контрольные показатели "дорожной карты"

Контрольный показатель

Единица измерения

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Увеличение суммы начисленных акцизов на спирт этиловый, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, производимые на территории Российской Федерации, в том числе за счет увеличения объемов легального производства алкогольной продукции

млрд. рублей

302,9

316,7

338,6

357,1

- *

________________

* Показатель за 2018 год может быть определен после установления ставок акцизов на алкогольную продукцию.

Сокращение количества документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на бумажном носителе

штук

5

5

5

5

3

Уровень удовлетворенности участников рынка качеством государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

процентов

70

75

78

80

82

Снижение потребления алкогольной продукции населением (в перерасчете на абсолютный алкоголь)

литр на душу
населения
в год

12

11,6

11,3

11

10,6

Снижение расхождения между объемом поступившей на рынок от производителей и импортеров водки и задекларированных объемов розничных продаж водки

процентов

22,5

20

15

12

10

Снижение расхождения между объемом поступивших на рынок от производителей и импортеров пивных напитков и задекларированных объемов розничных продаж пивных напитков

процентов

31,8

29

15

12

10

     

     

III. План мероприятий

Наименование мероприятия

Вид документа

Ответственные
исполнители
(соисполнители)

Ожидаемый результат

Срок внесения
в Прави-
тельство
Российской Федерации

Раздел I. Меры по повышению эффективности государственного регулирования и конкуренции на алкогольном рынке Российской Федерации

1.

Совершенствование порядка уплаты акциза на алкогольную продукцию

федеральный закон

Минфин России,
ФНС России,
Росалкогольрегулиро-
вание,
Минэкономразвития
России

изменение порядка уплаты авансового платежа акциза на алкогольную продукцию с целью создания условий для взыскания суммы акциза с гаранта, представившего банковскую гарантию, в случае отсутствия реализации или частичной реализации налогоплательщиком алкогольной продукции в течение срока действия банковской гарантии и (или) неисполнения налогоплательщиком обязательств по уплате акцизов в полном объеме;
введение запрета на применение налогоплательщиками налоговых вычетов (акцизов) по возвращенной алкогольной продукции

1 мая 2016 года

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года N 643-р. - См. предыдущую редакцию)

2.

Усиление ответственности физических лиц за продажу алкогольной продукции, включая ограничение перемещения физическими лицами на территории Российской Федерации немаркированной в соответствии с законодательством Российской Федерации алкогольной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза

федеральный закон

Минфин России, Росалкоголь-
регулирование,
МВД России

улучшение условий для конкуренции на рынке легальной алкогольной продукции;
сокращение объема незаконной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации, в том числе незаконно перемещенной из стран Евразийского экономического союза

1 мая 2016 года

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года N 643-р. - См. предыдущую редакцию)

3.

Совершенствование регулирования розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, в части снижения административных барьеров для бизнеса и улучшения предпринимательской среды

федеральный закон

Росалкогольрегулиро-
вание,
Минэкономразвития России,
Минфин России,
МВД России,
ФАС России,
ФТС России, Роспотребнадзор, Минздрав России, Минпромторг России

введение отдельного лицензирования розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с целью учета особенностей этого вида деятельности, уточнение мест, в которых запрещается розничная продажа алкогольной продукции

I квартал 2016 года

4.

Сближение ставок акцизов на алкогольную продукцию в государствах - членах Евразийского экономического союза

доклад в Правитель-
ство Российской Федерации

Минфин России,

Росалкогольтабакконтроль

создание равных экономических условий для участников алкогольного рынка, исключение ценовых конкурентных преимуществ алкогольной продукции из стран Евразийского экономического союза

ежегодно

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2024 года N 124-р. - См. предыдущую редакцию)

5.

Совершенствование маркировки алкогольной продукции с целью отслеживания ее движения на всех стадиях нахождения в обороте

доклад в Правитель-
ство Российской Федерации

Росалкогольрегулиро-
вание,
Минпромторг России, Минфин России, Минкомсвязь России, ФТС России,
ФНС России

автоматизация учета оборота алкогольной продукции, минимизация участия человека в указанном действии; усиление защитного комплекса марок путем внедрения в них радиочастотных меток, позволяющего предотвратить их подделку

IV квартал 2015 года

6.

Пресечение практики регионального протекционизма

федеральный закон

Минфин России, Росалкоголь-
регулирование

установление законодательного запрета не только прямого, но и косвенного субсидирования производителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

1 мая 2016 года

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года N 643-р. - См. предыдущую редакцию)

7.

Подготовка предложений по вопросу совершенствования лицензирования крестьянско-
фермерских хозяйств и малых предприятий в сфере виноделия и виноградарства, возможности снижения государственной пошлины за выдачу лицензии на производство, хранение, поставки и розничную продажу винодельческой продукции крестьянско-
фермерских хозяйств и малых предприятий

доклад в Правитель-
ство Российской Федерации с проектом федераль-
ного закона

Росалкогольрегулиро-
вание,
Минсельхоз России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

снижение затрат на логистику, увеличение объемов производства вина

I квартал 2016 года

8.

Введение критериев выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции

федеральный закон

Минпромторг России, Минэкономразвития России,
Минфин России, Росалкогольрегулиро-
вание,
Минздрав России

оказание поддержки малому и среднему бизнесу и развитию конкуренции на алкогольном рынке, в том числе через дифференциацию подхода к уплате государственной пошлины за предоставление, продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции

II квартал 2016 года

Раздел  I I.Меры по профилактике правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

9.

Внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы в оптовых и розничных точках продажи алкогольной продукции, в том числе в городских и сельских поселениях вне зависимости от численности их населения

федеральный закон

Минфин России, Росалкоголь-
регулирование, Минпромторг России,
МВД России, Минкомсвязь России

повышение эффективности борьбы с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции; сокращение доли нелегальных продаж алкогольной продукции

с 1 июля 2016 года по 1 июля 2017 года

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года N 643-р. - См. предыдущую редакцию)

10.

Установление контроля за железнодорожными перевозками этилового спирта и спиртосодержащей продукции

федеральный закон

Минфин России, Росалкоголь-
регулирование,
Минтранс России

установление требований к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции при перевозке железнодорожным транспортом;
оснащение железнодорожного подвижного состава оборудованием для учета объема перевозки такой продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

31 декабря 2016 года

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года N 643-р. - См. предыдущую редакцию)

11.

Усиление уголовной и административной ответственности за незаконную продажу и хранение подакцизных товаров (алкогольной и табачной продукции)

федеральный закон

Минфин России, Росалкоголь-
регулирование, МВД России

сокращение незаконного производства и оборота подакцизных товаров, существенное усиление уголовной и административной ответственности за продажу алкогольной продукции без лицензии, усиление административной ответственности за продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции физическими лицами, а также введение уголовной ответственности в случае совершения указанного деяния повторно

1 мая 2016 года

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года N 643-р. - См. предыдущую редакцию)

12.

Введение ответственности за легализацию незаконно произведенных алкогольной и спиртосодержащей продукции

федеральный закон

Росалкогольрегулиро-
вание,
Минфин России, Минпромторг России, Минэкономразвития России,
МВД России,
ФСБ России,
Минздрав России

устранение возможности легализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящейся в незаконном обороте, в том числе путем неоднократной поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции по одному и тому же комплекту документов, сопровождающих оборот продукции, установление права лицензирующего органа требовать от соискателя лицензии документ, подтверждающий географические координаты места осуществления деятельности

II квартал 2016 года

13.

Усиление ответственности за оборот поддельных федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции

федеральный закон

Минфин России, Росалкоголь-
регулирование, МВД России,
ФСБ России

усиление уголовной ответственности за изготовление и сбыт поддельных федеральных специальных марок по аналогии с изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков; введение в качестве основания для отказа в выдаче федеральных специальных марок таких фактов, как аннулирование либо истечение срока действия извещения об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза, несоответствие сведений, указанных в документах, представленных для выдачи марок, сведениям, зафиксированным заявителем в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, наличие сведений, свидетельствующих о систематическом включении заявителями в налоговую декларацию по акцизам недостоверной (ложной) информации

1 мая 2016 года

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года N 643-р. - См. предыдущую редакцию)

14.

Внедрение системы государственного учета в производстве, обороте, перевозках спиртосодержащих лекарственных средств, в том числе фармацевтической субстанции (этанола) и медицинских изделий

усиление контроля за производством и оборотом этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий; недопущение использования спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий не по назначению

1-й этап - подготовка предложений по внедрению системы государственного учета в производстве, обороте, перевозках спиртосодержащих лекарственных средств, в том числе фармацевтической субстанции (этанола) и медицинских изделий

доклад в Правитель-
ство Российской Федерации

Минпромторг России, Росалкогольрегулиро-
вание,
Минздрав России, Минэкономразвития России,
ФАС России,
ФСБ России

IV квартал 2015 года

2-й этап - подготовка законопроекта по внедрению системы государственного учета в производстве, обороте, перевозках спиртосодержащих лекарственных средств, в том числе фармацевтической субстанции (этанола) и медицинских изделий

федеральный закон

Минпромторг России, Минздрав России, Росалкогольрегулиро-
вание, Минэкономразвития России

1 мая 2016 года

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года N 643-р. - См. предыдущую редакцию)

15.

Усиление контроля за производством пивных и солодовых напитков

федеральный закон

Минфин России, Росалкоголь-
регулирование

введение лицензирования производства и оборота пивных и солодовых напитков

1 мая 2016 года

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года N 643-р. - См. предыдущую редакцию)

Раздел III. Меры по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма

среди населения Российской Федерации

16.

Анализ реализации Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р

доклад в Правитель-
ство Российской Федерации

Минздрав России, Роспотребнадзор, Минтруд России, Минобрнауки России, Росалкогольрегулиро-
вание,
Минкультуры России, Минспорт России,
МВД России, Минэкономразвития России,
ФАС России, Минпромторг России

оценка эффективности реализации мер государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, мониторинг хода реализации задач, определенных Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р

IV квартал 2015 года

17.

Разработка и реализация концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем

повышение информированности населения Российской Федерации о вреде потребления алкогольной продукции

1-й этап - разработка концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем, основанной на независимых от алкогольной индустрии исследованиях

ведомствен-
ный акт

Минздрав России,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

II квартал 2016 года

2-й этап - реализация концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем

доклад в Правитель-
ство Российской Федерации

Минздрав России, исполнительные органы субъектов Российской Федерации

ежегодно

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2024 года N 124-р. - См. предыдущую редакцию)

18.

Установление требований к объему тары выпускаемых спиртосодержащих лекарственных средств, а также их нормы отпуска

снижение масштабов немедицинского потребления спиртосодержащих лекарственных средств населением

1-й этап - установление требований к объему тары выпускаемых спиртосодержащих лекарственных средств

постановле-
ние Правитель-
ства Российской Федерации

Минздрав России, Росалкогольрегулиро-
вание, Минэкономразвития России,
ФАС России, Минпромторг России

I квартал 2016 года

2-й этап - внесение изменений в Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-
акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики, расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации
,

ведомствен-
ный акт

Минздрав России

IV квартал 2015 года

утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 735н, в части установления нормы отпуска спиртосодержащих лекарственных средств

19.

Установление ответственности за незаконную реализацию алкогольной продукции дистанционным способом, предусматривающей в том числе внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже алкогольной продукции в информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет"

федеральный закон

Росалкогольрегулиро-
вание, Минэкономразвития России,
Минкомсвязь России, Минздрав России, Минпромторг России, Роспотребнадзор

снижение доступности алкогольной продукции, незаконно продаваемой с использованием информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет"

I квартал 2016 года

20.

Установление ответственности за реализацию спиртосодержащих лекарственных средств, медицинских изделий и этилового спирта по фармакопейным статьям, в том числе фармацевтической субстанции (этанола), дистанционным способом, предусматривающей в том числе внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже таких товаров в информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет"

федеральный закон

Минздрав России, Росалкогольрегулиро-
вание, Минэкономразвития России,
Минкомсвязь России, Минпромторг России, Роспотребнадзор

снижение доступности спиртосодержащих лекарственных средств, медицинских изделий, этилового спирта по фармакопейным статьям, в том числе фармацевтической субстанции (этанола), незаконно продаваемых
с использованием информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет"

I квартал 2016 года

21.

Запрет продажи "сухого алкоголя" на территории Российской Федерации и Евразийского экономического союза

федеральный закон, решение Евразийской экономичес-
кой комиссии

Роспотребнадзор, Минздрав России,
МВД России, Росалкогольрегулиро-
вание,
Минпромторг России

предотвращение распространения "сухого алкоголя" и других новых форм алкогольной продукции

I квартал 2016 года

22.

Разработка мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, не связанных с алкогольной индустрией, деятельность которых направлена на профилактику и снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и алкоголизма, в том числе в молодежной среде, и на комплексную реабилитацию страдавших алкогольной зависимостью

доклад в Правитель-
ство Российской Федерации

Минздрав России, Минобрнауки России, Росалкогольрегулиро-
вание,
Минкультуры России, Минэкономразвития России,
Минтруд России, Общественная палата Российской Федерации

снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, в том числе в молодежной среде

IV квартал 2015 года

23.

Разработка программ повышения квалификации по вопросам профилактики алкоголизма, в том числе в молодежной среде, рекомендованных к применению при получении педагогическими работниками дополнительного профессионального образования

доклад в Правитель-
ство Российской Федерации

Минобрнауки России Минздрав России, Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации

снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, в том числе в молодежной среде

I квартал 2016 года

     


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»