МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 26 октября 2015 года N 2668

Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства "Акварельная живопись" и сроку обучения по этой программе

(с изменениями на 15 января 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минкультуры России от 15 января 2024 года N 35 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.02.2024, N 0001202402210019) (вступил в силу с 1 сентября 2024 года и действует до 1 сентября 2030 года).

____________________________________________________________________

В соответствии с частью 5 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036; N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566; N 19, ст.2289; N 22, ст.2769; N 23, ст.2930, ст.2933; N 26, ст.3388; N 30, ст.4217, ст.4257; N 30, ст.4263; 2015, N 1, ст.42; N 1, ст.53; N 1, ст.72; N 27, ст.3951; N 14, ст.2008; N 18, ст.2625; N 27, ст.3989; N 29, ст.4339, ст.4364)

приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства "Акварельная живопись" и сроку обучения по этой программе согласно приложению.

2. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2030 г.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минкультуры России от 15 января 2024 года N 35. - См. предыдущую редакцию)

Министр

В.Р.Мединский

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

18 ноября 2015 года,

регистрационный N 39744

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Министерства культуры

Российской Федерации

от 26 октября 2015 года № 2668

Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства "Акварельная живопись" и сроку обучения по этой программе

(с изменениями на 15 января 2024 года)



I. Общие положения

     

1.1. Настоящие федеральные государственные требования (далее - ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства "Акварельная живопись" (далее - программа "Акварельная живопись") и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств по видам искусств, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования при наличии соответствующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

- создание условий для предпрофессионального художественного образования, духовно-нравственного развития детей;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира, ознакомление с опытом мастеров прошлого и их достижениями;

- приобретение детьми знаний и навыков в академическом рисунке и акварели, умений рисовать и писать с натуры и по памяти, осуществлять копирование выдающихся произведений мастеров прошлого в строгой методической последовательности;

- приобретение детьми опыта работать самостоятельно и в коллективе;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области акварельной живописи с целью подготовки одаренных детей к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

1.3. ФГТ разработаны с учетом:

- обеспечения преемственности программы "Акварельная живопись" и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области изобразительного искусства;

- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

1.4. ФГТ ориентированы на:

- воспитание у обучающихся духовно-нравственного восприятия окружающего мира, любви к красоте и видения прекрасного вокруг себя;

- формирование у обучающихся внутренней гармонии и художественного вкуса;

- формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих приобрести основы мастерства в рисунке и акварельной живописи, системные знания в области изобразительного искусства для дальнейшего освоения профессиональных образовательных программ в области изобразительного искусства;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению выполнять в классе задания параллельно с преподавателем и давать объективную оценку своему труду, умению организовывать свое личное внеучебное время для закрепления полученных знаний в классе и выполнения домашних работ, признавать и исправлять свои ошибки.

1.5. Срок освоения программы "Акварельная живопись" для детей, поступивших в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (далее - образовательная организация) в первый класс в возрасте с 10 до 14 лет, составляет 5 лет.

1.6. Образовательная организация имеет право реализовывать программу "Акварельная живопись" в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.

1.7. При приеме на обучение по программе "Акварельная живопись" образовательная организация проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей в области изобразительного искусства. Отбор детей проводится в форме выполнения заданий по рисунку и живописи акварелью.

1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы "Акварельная живопись", разработанной образовательной организацией на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательной организацией.

II. Используемые сокращения

     

2.1. В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:

программа "Акварельная живопись" - дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Акварельная живопись";

ОП - образовательная программа.

III. Требования к минимуму содержания программы "Акварельная живопись"

     

3.1. Минимум содержания программы "Акварельная живопись" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП основ профессионального художественного образования.

3.2. Результатом освоения программы "Акварельная живопись" является приобретение обучающимися следующих предпрофессиональных знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области изобразительного искусства:

- предпрофессиональных навыков владения техникой карандашного рисунка;

- навыков владения техникой пастели, угля, соуса, смешанной техникой, рисования пером, сангиной, а также всеми другими графическими материалами;

- навыков по освоению гризайли (монохромной акварели);

- умения компоновать;

- умения грамотно и препрофессионально ставить натюрморт и другие постановки;

- навыков владения техникой акварели;

- навыков по освоению светотени;

- умения осуществлять художественно-творческий отбор;

- умения воспринимать красоту в окружающем мире;

- навыков по выполнению длительной работы и работы над набросками, этюдами, беглыми зарисовками;

- умения работать по памяти;

- знания работ старых мастеров и умения по их копированию;

- знания по анатомии и применение этих знаний в портрете и изображении фигуры;

- умения по созданию образных работ в разных жанрах - натюрморте, пейзаже, портрете;

в области истории искусств:

- знания основных этапов развития изобразительного искусства;

- умения разбираться в различных стилях искусства;

- умения использовать в своей творческой работе различные художественные методы мастеров прошлого;

в области пленэра:

- умения рисовать растения, кустарники, деревья, объекты архитектуры;

- умения живописно передавать разные состояния природы;

- навыков и умения в выборе цвета и колорита;

- знания законов цвета, света и тона в пейзаже;

- умения работать по памяти, используя для работы карандашные зарисовки;

- знания техники написания пейзажных картин старых мастеров.

3.3. Результаты освоения программы "Акварельная живопись" по учебным предметам обязательной части должны отражать:

3.3.1. В области рисунка:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минкультуры России от 15 января 2024 года N 35. - См. предыдущую редакцию)

- знание о трехмерности предмета;

- умение и навыки по освоению светотени;

- умение карандашом передавать различную материальность предметов;

- умение размещать (компоновать) изображение на листе;

- навыки по владению всем диапазоном тонального рисунка от самого темного до самого светлого;

- умение сочетать ведение длительной работы с выполнением быстрых набросков животных с натуры;

- умение ставить постановки и видеть в окружающем мире объекты для изображения;

- умение последовательно рисовать натюрморт из трех-четырех предметов, разбирая их в тоне, передавая их материальность;

- навыки по передаче материальности каждого предмета, последовательности ведения работы в рисунке как в акварельной живописи;

- умение сделать в итоговой постановке рисунок большого многопредметного натюрморта.

3.3.2. В области гризайли:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минкультуры России от 15 января 2024 года N 35. - См. предыдущую редакцию)

гризайль необходима как переходный этап для овладения приемами многослойной полноцветной акварелью. Результат по освоению учебного предмета "Гризайль" отражает:

- умение выполнять отдельные предметы без фона, передать светотень и материальность предмета;

- умение выполнить подобные предметы с фоном (фон должен быть той средой, которая помогает выявить предмет);

- умение в постановке из трех-четырех предметов кистью передавать материальность предметов, их взаимосвязь при помощи касаний каждого со средой;

- приобретение навыков по выявлению главного и второстепенного, видению большой формы в сложном большом натюрморте.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»