ПРИКАЗ
от 26 октября 2015 года N 2668
(с изменениями на 15 января 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минкультуры России от 15 января 2024 года N 35 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.02.2024, N 0001202402210019) (вступил в силу с 1 сентября 2024 года и действует до 1 сентября 2030 года).
____________________________________________________________________
В соответствии с частью 5 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036; N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566; N 19, ст.2289; N 22, ст.2769; N 23, ст.2930, ст.2933; N 26, ст.3388; N 30, ст.4217, ст.4257; N 30, ст.4263; 2015, N 1, ст.42; N 1, ст.53; N 1, ст.72; N 27, ст.3951; N 14, ст.2008; N 18, ст.2625; N 27, ст.3989; N 29, ст.4339, ст.4364)
приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства "Акварельная живопись" и сроку обучения по этой программе согласно приложению.
2. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2030 г.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минкультуры России от 15 января 2024 года N 35. - См. предыдущую редакцию)
Министр
В.Р.Мединский
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
18 ноября 2015 года,
регистрационный N 39744
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства культуры
Российской Федерации
от 26 октября 2015 года № 2668
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства "Акварельная живопись" и сроку обучения по этой программе
(с изменениями на 15 января 2024 года)
1.1. Настоящие федеральные государственные требования (далее - ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства "Акварельная живопись" (далее - программа "Акварельная живопись") и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств по видам искусств, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования при наличии соответствующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
- создание условий для предпрофессионального художественного образования, духовно-нравственного развития детей;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира, ознакомление с опытом мастеров прошлого и их достижениями;
- приобретение детьми знаний и навыков в академическом рисунке и акварели, умений рисовать и писать с натуры и по памяти, осуществлять копирование выдающихся произведений мастеров прошлого в строгой методической последовательности;
- приобретение детьми опыта работать самостоятельно и в коллективе;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области акварельной живописи с целью подготовки одаренных детей к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
1.3. ФГТ разработаны с учетом:
- обеспечения преемственности программы "Акварельная живопись" и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области изобразительного искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.4. ФГТ ориентированы на:
- воспитание у обучающихся духовно-нравственного восприятия окружающего мира, любви к красоте и видения прекрасного вокруг себя;
- формирование у обучающихся внутренней гармонии и художественного вкуса;
- формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих приобрести основы мастерства в рисунке и акварельной живописи, системные знания в области изобразительного искусства для дальнейшего освоения профессиональных образовательных программ в области изобразительного искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению выполнять в классе задания параллельно с преподавателем и давать объективную оценку своему труду, умению организовывать свое личное внеучебное время для закрепления полученных знаний в классе и выполнения домашних работ, признавать и исправлять свои ошибки.
1.5. Срок освоения программы "Акварельная живопись" для детей, поступивших в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (далее - образовательная организация) в первый класс в возрасте с 10 до 14 лет, составляет 5 лет.
1.6. Образовательная организация имеет право реализовывать программу "Акварельная живопись" в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.
1.7. При приеме на обучение по программе "Акварельная живопись" образовательная организация проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей в области изобразительного искусства. Отбор детей проводится в форме выполнения заданий по рисунку и живописи акварелью.
1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы "Акварельная живопись", разработанной образовательной организацией на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательной организацией.
2.1. В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:
программа "Акварельная живопись" - дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Акварельная живопись";
ОП - образовательная программа.
3.1. Минимум содержания программы "Акварельная живопись" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП основ профессионального художественного образования.
3.2. Результатом освоения программы "Акварельная живопись" является приобретение обучающимися следующих предпрофессиональных знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области изобразительного искусства:
- предпрофессиональных навыков владения техникой карандашного рисунка;
- навыков владения техникой пастели, угля, соуса, смешанной техникой, рисования пером, сангиной, а также всеми другими графическими материалами;
- навыков по освоению гризайли (монохромной акварели);
- умения компоновать;
- умения грамотно и препрофессионально ставить натюрморт и другие постановки;
- навыков владения техникой акварели;
- навыков по освоению светотени;
- умения осуществлять художественно-творческий отбор;
- умения воспринимать красоту в окружающем мире;
- навыков по выполнению длительной работы и работы над набросками, этюдами, беглыми зарисовками;
- умения работать по памяти;
- знания работ старых мастеров и умения по их копированию;
- знания по анатомии и применение этих знаний в портрете и изображении фигуры;
- умения по созданию образных работ в разных жанрах - натюрморте, пейзаже, портрете;
в области истории искусств:
- знания основных этапов развития изобразительного искусства;
- умения разбираться в различных стилях искусства;
- умения использовать в своей творческой работе различные художественные методы мастеров прошлого;
в области пленэра:
- умения рисовать растения, кустарники, деревья, объекты архитектуры;
- умения живописно передавать разные состояния природы;
- навыков и умения в выборе цвета и колорита;
- знания законов цвета, света и тона в пейзаже;
- умения работать по памяти, используя для работы карандашные зарисовки;
- знания техники написания пейзажных картин старых мастеров.
3.3. Результаты освоения программы "Акварельная живопись" по учебным предметам обязательной части должны отражать:
3.3.1. В области рисунка:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минкультуры России от 15 января 2024 года N 35. - См. предыдущую редакцию)
- знание о трехмерности предмета;
- умение и навыки по освоению светотени;
- умение карандашом передавать различную материальность предметов;
- умение размещать (компоновать) изображение на листе;
- навыки по владению всем диапазоном тонального рисунка от самого темного до самого светлого;
- умение сочетать ведение длительной работы с выполнением быстрых набросков животных с натуры;
- умение ставить постановки и видеть в окружающем мире объекты для изображения;
- умение последовательно рисовать натюрморт из трех-четырех предметов, разбирая их в тоне, передавая их материальность;
- навыки по передаче материальности каждого предмета, последовательности ведения работы в рисунке как в акварельной живописи;
- умение сделать в итоговой постановке рисунок большого многопредметного натюрморта.
3.3.2. В области гризайли:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минкультуры России от 15 января 2024 года N 35. - См. предыдущую редакцию)
гризайль необходима как переходный этап для овладения приемами многослойной полноцветной акварелью. Результат по освоению учебного предмета "Гризайль" отражает:
- умение выполнять отдельные предметы без фона, передать светотень и материальность предмета;
- умение выполнить подобные предметы с фоном (фон должен быть той средой, которая помогает выявить предмет);
- умение в постановке из трех-четырех предметов кистью передавать материальность предметов, их взаимосвязь при помощи касаний каждого со средой;
- приобретение навыков по выявлению главного и второстепенного, видению большой формы в сложном большом натюрморте.