РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2015 года N 25
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 12 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийский экономический совет
решил:
Утвердить прилагаемый Порядок принятия в Евразийский экономический союз новых членов и прекращения членства в Евразийском экономическом союзе.
Члены Высшего Евразийского
экономического совета:
От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации
Порядок принятия в Евразийский экономический союз новых членов и прекращения членства в Евразийском экономическом союзе
1. Настоящий Порядок определяет процедуры принятия в Евразийский экономический союз (далее - Союз) новых членов, а также прекращения членства в Союзе.
2. Государство, заинтересованное во вступлении в Союз, направляет соответствующее обращение на имя Председателя Высшего Евразийского экономического совета (далее - Высший совет), в котором заявляет о своем намерении стать членом Союза и принять на себя обязательства, предусмотренные международными договорами и актами, составляющими право Союза.
3. Председательствующее в Высшем совете государство - член Союза (далее - государство-член) направляет поступившее обращение в Евразийскую экономическую комиссию (далее - Комиссия), которая незамедлительно уведомляет по дипломатическим каналам другие государства-члены о поступившем обращении и направляет им копии такого обращения.
4. Государства-члены в течение 60 календарных дней с даты получения уведомления, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, направляют в Комиссию позиции по вопросу вступления в Союз обратившегося государства.
5. Высший совет в порядке, установленном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), принимает решение о предоставлении обратившемуся государству статуса государства-кандидата на вступление в Союз (далее - государство-кандидат).
По результатам рассмотрения вопроса о предоставлении статуса государства-кандидата Комиссия в письменной форме информирует обратившееся государство о принятом решении и создании рабочей группы из представителей государства-кандидата, государств-членов и органов Союза.
6. На основании решения Высшего совета, указанного в пункте 5 настоящего Порядка, формируется рабочая группа в соответствии с пунктом 4 статьи 108 Договора, состав и руководитель которой утверждаются Советом Комиссии.
Рабочую группу возглавляет член Коллегии Комиссии.
Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости. Дата, место и формат (очный или в режиме видеоконференции) проведения заседания рабочей группы определяются ее руководителем и доводятся до сведения ее участников не позднее чем за 10 календарных дней до даты такого заседания. Материалы к заседанию рабочей группы направляются (в том числе по электронной почте) членам рабочей группы не позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого заседания.
На заседания рабочей группы могут приглашаться представители заинтересованных органов государственной власти и организаций государств-членов и государства-кандидата.
Расходы по командированию членов рабочей группы, а также лиц, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, несет направляющая сторона.
Результаты заседания рабочей группы оформляются протоколом, который подписывается ее руководителем и хранится в Комиссии. Копии протокола в течение 3 рабочих дней с даты подписания направляются в государства-члены и государство-кандидат, а также по электронной почте членам рабочей группы. Член рабочей группы может направить в Комиссию (в том числе по электронной почте) в течение 3 рабочих дней с даты получения протокола замечания по отражению в нем своей позиции. Копии замечаний (при наличии таких замечаний) направляются Комиссией в государства-члены и государство-кандидат, а также по электронной почте членам рабочей группы.
При необходимости руководителем рабочей группы, в том числе по предложению членов рабочей группы, может быть принято решение о формировании отраслевых секций.
Отраслевые секции могут готовить рекомендации по вопросам, входящим в сферу их ведения.
Рекомендации отраслевых секций оформляются в письменном виде и передаются руководителю рабочей группы для учета в работе.
7. Основными задачами рабочей группы являются:
а) изучение степени готовности государства-кандидата к принятию на себя обязательств, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза;
б) разработка проекта Программы действий по вступлению государства-кандидата в Евразийский экономический союз (далее - Программа действий);
в) осуществление мониторинга выполнения мероприятий, предусмотренных Программой действий;
г) представление на регулярной основе для рассмотрения Советом Комиссии и Высшим советом доклада о ходе выполнения государством-кандидатом Программы действий;
д) разработка предусмотренного пунктом 4 статьи 108 Договора проекта международного договора о вступлении государства-кандидата в Союз;
е) представление руководителем рабочей группы в Коллегию Комиссии итогового доклада о ходе выполнения Программы действий (с приложением проекта международного договора о вступлении государства-кандидата в Союз) для его вынесения для рассмотрения Советом Комиссии и Высшим советом.
8. Программа действий включает мероприятия, направленные на создание условий для исполнения государством-кандидатом обязательств, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, с учетом необходимости обеспечения эффективного функционирования Союза, а также определяет ответственных исполнителей, сроки исполнения мероприятий и формы их завершения.
9. Программой действий предусматривается в том числе подготовка следующих документов:
а) аналитический доклад, содержащий оценку экономической эффективности и последствий вступления государства-кандидата в Союз для такого государства, государств-членов и Союза в целом;
б) аналитический доклад, содержащий результаты сравнительно-правового анализа законодательства государства-кандидата на предмет его соответствия международным договорам и актам, составляющим право Союза;
в) аналитический доклад, содержащий результаты анализа объектов таможенной инфраструктуры государства-кандидата на предмет их соответствия международным договорам и актам, составляющим право Союза, в части требований к оборудованию и материально-техническому оснащению объектов таможенной инфраструктуры;
г) аналитический доклад, содержащий результаты исследования вопросов применения двусторонних и многосторонних международных договоров, заключенных государством-кандидатом с государствами, не являющимися членами Союза, и влияния таких договоров на процесс таможенного администрирования;
д) перечень нормативных правовых актов государства-кандидата, которые необходимо привести в соответствие с международными договорами и актами, составляющими право Союза;
е) аналитический доклад, содержащий результаты сравнительно-правового анализа соответствия обязательств государства-кандидата перед третьими странами международным договорам и актам, составляющим право Союза (если государство-кандидат имеет обязательства перед третьими странами, в том числе в рамках членства в международных организациях, либо ведет переговоры о принятии таких обязательств, в том числе переговоры о присоединении к такой организации);
ж) аналитический доклад, содержащий отчет о результатах аудита систем санитарно-карантинного, ветеринарно-санитарного и карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на предмет их соответствия требованиям, предусмотренным международными договорами и актами, составляющими право Союза.
10. Программа действий утверждается Высшим советом.
11. Комиссия направляет копии утвержденной Программы действий государству-кандидату, государствам-членам, а также ежеквартально информирует государства-члены о ходе реализации Программы действий государством-кандидатом.
12. На основе доклада рабочей группы о выполнении государством-кандидатом в полном объеме Программы действий, а также при наличии согласованного проекта международного договора о вступлении государства-кандидата в Союз Высший совет принимает решение о подписании с государством-кандидатом международного договора о вступлении в Союз.
13. Государство-кандидат становится членом Союза с даты, определенной в международном договоре о вступлении в Союз.
14. Любое государство-член вправе прекратить членство в Союзе.
15. Государство-член, принявшее решение о прекращении членства в Союзе, направляет в Комиссию по дипломатическим каналам письменное уведомление о своем намерении выйти из Договора и прекратить членство в Союзе (далее - уведомление).
16. Комиссия в течение 3 рабочих дней информирует о получении уведомления государства-члены, а также государства, не являющиеся членами Союза, международные организации и международные интеграционные объединения - участников международных договоров Союза с третьей стороной.
17. С даты направления уведомления государство-член, принявшее решение о прекращении членства в Союзе:
а) не участвует в принятии органами Союза актов, которые затрагивают вопросы, связанные с функционированием Союза после завершения процедуры прекращения членства данного государства в Союзе;
б) вправе участвовать в принятии органами Союза актов, которые непосредственно касаются данного государства до истечения срока, указанного в пункте 21 настоящего Порядка;
в) имеет право не участвовать в принятии органами Союза актов.
18. В случае если государство-член, принявшее решение о прекращении членства в Союзе, воспользовалось правом, предусмотренным подпунктом "в" пункта 17 настоящего Порядка, акты принимаются без учета голосов представителей данного государства в соответствующем органе Союза. При этом действие принятых таким образом актов не распространяется на государство-член, принявшее решение о прекращении членства в Союзе.
Решение о формате участия государства-члена, принявшего решение о прекращении членства в Союзе, в работе органов Союза по вопросам, указанным в подпункте "б" пункта 17 настоящего Порядка, принимается Высшим советом в порядке, установленном статьей 13 Договора, не позднее 3 месяцев с даты получения Комиссией уведомления.
19. В случае направления государством-членом уведомления полномочия членов Коллегии Комиссии и судей Суда Союза, а также трудовые договоры (контракты) должностных лиц и сотрудников Комиссии и Суда Союза, являющихся гражданами данного государства, прекращаются с даты прекращения членства в Союзе, за исключением случаев, когда срок действия данных трудовых договоров (контрактов) прекращается до истечения указанного срока.
При этом члены Коллегии Комиссии и судьи Суда Союза могут быть отозваны государством-членом, направившим уведомление, до истечения срока, указанного в пункте 21 настоящего Порядка.
20. На основании уведомления Высший совет принимает решение о начале процесса урегулирования финансовых обязательств, возникших в связи с членством государства в Союзе. Данное обязательство остается в силе, несмотря на выход государства из Договора, вплоть до полного его выполнения.
21. Членство государства в Союзе прекращается по истечении 12 месяцев с даты получения Комиссией уведомления.
22. Прекращение членства в Союзе влечет автоматический выход государства из Договора и международных договоров, заключенных в рамках Союза.
Государство-член, принявшее решение о прекращении членства в Союзе, вправе до истечения срока, указанного в пункте 21 настоящего Порядка, отозвать свое уведомление посредством направления в Комиссию по дипломатическим каналам информации об этом в письменном виде.
Комиссия в течение 3 рабочих дней с даты получения указанной информации сообщает об отзыве уведомления государствам-членам, а также государствам, не являющимся членами Союза, международным организациям и международным интеграционным объединениям - участникам международных договоров Союза с третьей стороной.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Евразийского экономического союза
www.eaeunion.org, 19.10.2015