МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 сентября 2015 года N 145н

Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме

(с изменениями на 29 сентября 2023 года)

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -

(Информация от 24.09.2015).

______________________________________________________________

Информация об изменяющих документах



В целях совершенствования прозрачности (открытости) бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме.

Министр
А.Г.Силуанов

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 22 сентября 2015 года N 145н

     

Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме

(с изменениями на 29 сентября 2023 года)



Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации путем обеспечения информирования граждан (заинтересованных пользователей) о бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах в доступной форме, а также полномочий Министерства финансов Российской Федерации по осуществлению методического обеспечения планирования и исполнения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях реализации инициативных проектов и формирования финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) информации о соответствующем бюджете в доступной и понятной для граждан форме.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 15 октября 2020 года N 982. - См. предыдущую редакцию)



I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации определяют состав, структуру, порядок составления и публикации информации, содержащей основные положения проекта бюджета (закона (решения) о бюджете, закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год) субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в понятной для широкого круга граждан (заинтересованных пользователей) форме (далее - бюджет для граждан).

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 27 ноября 2017 года N 1067; в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 29 сентября 2023 года N 443. - См. предыдущую редакцию)

2. Бюджет для граждан разрабатывается для ознакомления граждан (заинтересованных пользователей) с задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, основными условиями формирования и исполнения бюджетов, источниками доходов бюджетов, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных ассигнований, а также вовлечения граждан в обсуждение бюджетных решений.

3. Бюджет для граждан рекомендуется использовать в ходе проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и годовому отчету о его исполнении, а также при проведении сходов, собраний или конференций граждан, в том числе собраний или конференций граждан по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления, в целях обсуждения инициативного проекта, определения его соответствия интересам жителей муниципального образования или его части, целесообразности реализации инициативного проекта, а также принятия сходом, собранием или конференцией граждан решения о поддержке инициативного проекта. Бюджет для граждан также может быть использован в просветительских целях в образовательных -организациях.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 15 октября 2020 года N 982; в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 29 сентября 2023 года N 443. - См. предыдущую редакцию)

4. При составлении и публикации бюджетов для граждан рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

4.1. Достаточность: состав сведений, представленных в бюджете для граждан, должен быть достаточным для формирования у граждан (заинтересованных пользователей) представления о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (далее - публично-правовое образование) без обращения к дополнительным источникам;

4.2. Понятность: при использовании узкопрофессиональных терминов следует приводить их разъяснения (в том числе с приведением практических примеров);

4.3. Достоверность: в бюджет для граждан следует включать только сведения, основанные на официальной информации об основных показателях социально-экономического развития, задачах и приоритетных направлениях бюджетной политики, источниках доходов бюджетов, обоснованиях бюджетных расходов, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных ассигнований;

4.4. Актуальность: при составлении бюджета для граждан следует использовать актуальную информацию согласно публикуемым в текущем финансовом году в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (решений органов местного самоуправления): проекту закона (решения) о бюджете; закону (решению) о бюджете; проекту закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год; закону (решению) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год;

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 29 сентября 2023 года N 443. - См. предыдущую редакцию)

4.5. Доступность: при публикации бюджета для граждан следует исходить из необходимости обеспечения доступа к информации максимального количества граждан (заинтересованных пользователей) посредством размещения информации, содержащейся в бюджете для граждан, на официальном сайте публично-правового образования (финансового органа публично-правового образования) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальных страницах публично-правового образования (финансового органа публично-правового образования) в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Кроме того, рекомендуется направлять печатные версии бюджета для граждан в образовательные организации, находящиеся на территории публично-правового образования;

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 29 сентября 2023 года N 443. - См. предыдущую редакцию)

4.6. Своевременность: бюджет для граждан следует публиковать на официальном сайте публично-правового образования (финансового органа публично-правового образования) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальных страницах публично-правового образования (финансового органа публично-правового образования) в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее двух недель с даты внесения проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа или даты опубликования закона (решения) о бюджете, а также не позднее двух недель с даты внесения проекта закона (решения) об исполнении бюджета на рассмотрение законодательного (представительного) органа или даты опубликования закона (решения) об исполнении бюджета.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 27 ноября 2017 года N 1067; в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 29 сентября 2023 года N 443. - См. предыдущую редакцию)

4.7. Учет мнения граждан (заинтересованных пользователей): при формировании бюджета для граждан следует учитывать результаты опроса мнения граждан (заинтересованных пользователей), направленного на выявление приоритетной для граждан (заинтересованных пользователей) информации, планируемой к представлению в составе бюджета для граждан, а также опроса мнения граждан (заинтересованных пользователей) о содержании опубликованного бюджета для граждан, понятности и достаточности представленной информации (далее - опросы мнения граждан (заинтересованных пользователей).

(Пункт дополнительно включен приказом Минфина России от 4 декабря 2018 года N 249н)

4.8. Использование современных подходов к распространению информации: при публикации бюджета для граждан рекомендуется учитывать и использовать наиболее распространенные среди граждан способы получения информации, в том числе официальные страницы публично-правового образования (финансового органа публично-правового образования) в социальных сетях и сервисах обмена мгновенными сообщениями в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

(Пункт дополнительно включен приказом Минфина России от 29 сентября 2023 года N 443)

4.9. Наглядность и удобство восприятия: при формировании бюджета для граждан следует использовать современные подходы и формы визуального представления информации, в том числе создание иллюстративных материалов и видеороликов для их дальнейшего распространения через официальные страницы публично-правового образования (финансового органа публично-правового образования) в социальных сетях и сервисах обмена мгновенными сообщениями в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(Пункт дополнительно включен приказом Минфина России от 29 сентября 2023 года N 443)



II. Состав и структура бюджета для граждан

5. В бюджет для граждан рекомендуется включать:

глоссарий, разъясняющий основные понятия, используемые в бюджетном процессе, такие как "бюджет", "доходы бюджета", "расходы бюджета", "межбюджетные трансферты" и иные необходимые термины;

описание административно-территориального деления публично-правового образования;

основные показатели социально-экономического развития публично-правового образования в соответствии с прогнозом социально-экономического развития публично-правового образования в динамике, включая фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период, в том числе показатели, характеризующие численность населения, объем валового регионального продукта, индекс потребительских цен, уровень безработицы, среднемесячную заработную плату, прожиточный минимум, прогноз объемов жилищного строительства;

основные задачи и приоритетные направления бюджетной политики публично-правового образования на очередной финансовый год и плановый период (в случае составления бюджета публично-правового образования на трехлетний период), в том числе направленные на поддержание сбалансированности бюджетов, повышение эффективности расходов бюджетов;

основные характеристики бюджета (в абсолютных и относительных величинах), в том числе сведения о доходах и расходах, межбюджетных трансфертах, планируемых к получению из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), а также дефицит/профицит бюджета;

основные сведения о межбюджетных отношениях публично-правового образования, в том числе сведения о трансфертах, планируемых к получению из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), направляемых в местные бюджеты, планируемых к получению из местных бюджетов;

уровень долговой нагрузки на бюджет публично-правового образования, в том числе с отражением структуры долга публично-правового образования по видам долговых обязательств;

информацию о позиции публично-правового образования в рейтингах открытости бюджетных данных, качества управления региональными (муниципальными) финансами;

сведения об учете мнения граждан (заинтересованных пользователей) о приоритетной для граждан (заинтересованных пользователей) информации, планируемой к представлению в составе бюджета для граждан, а также о содержании бюджета для граждан, понятности и достаточности представленной информации;

(Абзац дополнительно включен приказом Минфина России от 4 декабря 2018 года N 249н)

____________________________________________________________________

Абзац десятый предыдущей редакции считается абзацем одиннадцатым настоящей редакции - приказ Минфина России от 4 декабря 2018 года N 249н.

____________________________________________________________________


информацию о проведении и участии публично-правового образования в конкурсах проектов по представлению бюджетов для граждан, о реализации инициативных проектов, а также проектов, направленных на повышение финансовой и бюджетной грамотности населения.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 15 октября 2020 года N 982; в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 29 сентября 2023 года N 443. - См. предыдущую редакцию)

5.1. При наличии официального сайта, официальной страницы в социальных сетях публично-правового образования (финансового органа публично-правового образования) и (или) специализированного информационного ресурса, предназначенного для размещения бюджетных данных, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" глоссарий, сведения об административно-территориальном делении публично-правового образования, иная информация, содержание которой остается неизменным на протяжении очередного финансового года и планового периода, могут быть представлены на указанных информационных ресурсах по решению финансового органа публично-правового образования.

(Пункт дополнительно включен приказом Минфина России от 27 ноября 2017 года N 1067; в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 29 сентября 2023 года N 443. - См. предыдущую редакцию)

6. В состав информации о доходах бюджета публично-правового образования рекомендуется включать:

информацию о планируемых поступлениях в бюджет публично-правового образования на очередной финансовый год и плановый период, в том числе в сравнении с предыдущими годами;

информацию об объеме и структуре налоговых и неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов, поступающих в бюджет публично-правового образования в динамике (фактические значения в отчетном году, плановые значения в текущем году, прогноз на очередной год и плановый период).

7. Учитывая особенности классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в целях обеспечения наглядности и понятности для граждан (заинтересованных пользователей) представленной информации, финансовым органам публично-правовых образований рекомендуется агрегировать данные и представлять их в разрезе основных видов налоговых и неналоговых доходов.

8. Информацию о доходах бюджета публично-правового образования рекомендуется сопровождать объяснением причин изменения доходов бюджета и кратким описанием деятельности органов государственной власти (местного самоуправления), влияющей на изменение доходов бюджета.

9. Информацию о расходах бюджета рекомендуется структурировать с учетом интересов целевых групп пользователей информации, содержащейся в бюджете для граждан. Целевая группа и ее состав могут определяться критериями отнесения граждан и/или организаций, получающих поддержку (или другие формы выплат) из бюджета, к той или иной целевой группе. К таким критериям могут быть отнесены качественные характеристики представителей целевых групп, численность представителей целевой группы и ее социальная значимость, объем бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку целевой группы. В качестве целевой группы может выступать группа граждан и/или организаций, на которую направлены мероприятия (результаты) государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы).

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 29 сентября 2023 года N 443. - См. предыдущую редакцию)

9.1. В описание целевой группы рекомендуется включать характеризующую данную группу краткую информацию и определения, основанные на нормативных правовых актах с указанием их реквизитов и/или ссылок на них, а также комментарии к ним в доступной и понятной для граждан (заинтересованных пользователей) форме. Информация о целевой группе может быть представлена в виде справки, таблицы или с применением инфографики.

9.2. К целевым группам могут быть отнесены крупные социальные группы граждан, получающие поддержку из бюджета в зависимости от их социального статуса (например, семьи с детьми, учащиеся, дети-сироты, инвалиды, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, малообеспеченные граждане, граждане, нуждающиеся в социальной поддержке и другие); работники государственных и муниципальных учреждений (например, учителя, врачи, социальные работники); организации и предприятия, получающие поддержку или оплату государственных (муниципальных) заказов из бюджета (например, предприятия малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации, организации с государственным или муниципальным участием и другие).

9.3. Информация для целевой группы может быть представлена по следующим направлениям: количественные характеристики (численность целевой группы, доля в общей численности населения публично-правового образования, меры поддержки за счет средств бюджета публично-правового образования (льготы, денежные выплаты, компенсации, меры социальной поддержки); государственные и муниципальные услуги, оказываемые представителям целевой группы за счет средств бюджета публично-правового образования; мероприятия (результаты) государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), непосредственно направленные на целевую группу.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 29 сентября 2023 года N 443. - См. предыдущую редакцию)

10. Информацию о расходной части бюджета публично-правового образования рекомендуется представлять в разрезе государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ) с указанием непрограммных расходов, выделяя общественно значимые проекты, реализуемые на территории публично-правового образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, а также реализованных инициативных проектов.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 15 октября 2020 года N 982; в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 29 сентября 2023 года N 443. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»