ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

     
ПРИКАЗ

от 18 августа 2015 года N 1677

Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)



В соответствии с частью 2 статьи 162 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6252; 2011, N 27, ст.3873, N 29, ст.4291, N 50, ст.7351; 2012, N 53 (ч.I), ст.7608; 2013, N 14, ст.1656, N 26, ст.3207, N 27, ст.3477, N 30 (ч.I), ст.4084, N 49 (ч.I), ст.6340, ст.6348, N 51, ст.6681, ст.6682; 2014, N 11, ст.1098, N 19, ст.2318, ст.2319, ст.2320, N 23, ст.2928, N 48, ст.6646; 2015, N 1 (ч.I), ст.34, N 10, ст.1393, N 14, ст.2010, ст.2013, ст.2022, N 29 (ч.I), ст.4339) в целях определения стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)

приказываю:

Утвердить прилагаемую стратегию и тактику применения системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений).

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Руководитель
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

31 декабря 2015 года,

регистрационный N 40462

Приложение
к приказу ФТС России
от 18 августа 2015 года N 1677

     
Стратегия и тактика применения системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)

I. Общие положения

1. Стратегия и тактика применения системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений) (далее - Стратегия) разработаны в целях установления единых подходов к управлению, реализации и дальнейшему совершенствованию системы управления рисками (далее - СУР) в таможенных органах Российской Федерации (далее - таможенные органы).

2. Стратегия разработана на основании части 2 статьи 162 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6252; 2011, N 27, ст.3873, N 29, ст.4291, N 50, ст.7351; 2012, N 53 (ч.I), ст.7608; 2013, N 14, ст.1656, N 26, ст.3207, N 27, ст.3477, N 30 (ч.I), ст.4084, N 49 (ч.I), ст.6340, ст.6348, N 51, ст.6681, ст.6682; 2014, N 11, ст.1098, N 19, ст.2318, ст.2319, ст.2320, N 23, ст.2928, N 48, ст.6646; 2015, N 1 (ч.I), ст.34, N 10, ст.1393, N 14, ст.2010, ст.2013, ст.2022, N 29 (ч.I), ст.4339).

II. Стратегия применения системы управления рисками

3. Стратегия применения СУР в таможенных органах направлена на достижение следующих целей:

1) обеспечение соблюдения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы (далее - Законодательство), на основе реализации процесса управления рисками;

2) обеспечение эффективного выбора объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (далее - меры по минимизации рисков), а также определения степени их применения в отношении таких объектов, достаточных для обеспечения соблюдения Законодательства;

3) создание условий для ускорения проведения таможенного контроля и упрощения перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров, по которым не выявлены риски.

4. Достижение указанных целей осуществляется путем определения и реализации тактики применения СУР в таможенных органах.

III. Тактика применения системы управления рисками

5. Тактика применения СУР предусматривает реализацию процесса управления рисками на всех уровнях системы таможенных органов и основывается на:

1) планировании и организации деятельности таможенных органов по управлению рисками с учетом приоритетных целей таможенного контроля, предусмотренных пунктом 3 Стратегии;

2) постоянном совершенствовании порядка сбора, хранения и обработки информации, необходимой для оценки рисков;

3) реализации комплексного, системного и результативного процесса оценки рисков в таможенных органах на основе методов оценки рисков и использовании специальных аппаратно-программных комплексов;

4) выявлении объектов таможенного контроля с признаками рисков и эффективном применении мер по минимизации рисков;

5) оптимальном распределении ресурсов таможенных органов для организации воздействия на риски в зависимости от таможенных операций и этапов таможенного контроля;

6) контроле за правомерным и единообразным применением мер по минимизации рисков в целях достижения прогнозируемых результатов таможенного контроля;

7) осуществлении мониторинга и оценки результативности процесса управления рисками в целях совершенствования СУР и выбора наиболее эффективных методов оценки рисков и мер по их минимизации;

8) распределении участников внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД) по категориям уровней риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими Законодательства (далее - риск-категорирование участников ВЭД) в целях обеспечения соблюдения при проведении таможенного контроля принципа выборочности, предусмотренного пунктом 1 статьи 94 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 года N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст.2796), Федеральный закон от 22 декабря 2014 года N 420-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 52 (ч.I), ст.7531) (далее - Кодекс);

9) оптимальном распределении ФТС России полномочий в процессе управления рисками между подразделениями таможенных органов, к компетенции которых относятся вопросы (далее - субъекты СУР):

а) организации и координации управления рисками (далее - координирующие субъекты СУР);

б) проведения оперативно-розыскной и связанной с ней информационно-аналитической деятельности (далее - правоохранительные субъекты СУР);

в) организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров (далее - субъекты СУР на этапе после выпуска);

г) организации и проведения административных расследований; организационно-аналитической деятельности таможенных органов; валютного контроля; экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов, а также организации и проведения таможенного контроля товаров в пределах установленной компетенции (далее - специализированные субъекты СУР) по следующим направлениям деятельности:

- контроля таможенной стоимости;

- контроля правильности классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

- контроля за применением ставок таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

- контроля за правильностью определения страны происхождения товаров;

- контроля за исчислением и взиманием таможенных платежей и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;

- контроля за обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов, обеспечением уплаты специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин;

- контроля за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, а также тарифных преференций;

- контроля за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с Законодательством;

- контроля за соблюдением прав на объекты интеллектуальной собственности;

- организации совершения таможенных операций, таможенных процедур и проведения таможенного контроля;

- контроля за таможенной процедурой таможенного транзита;

- таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами;

- координации и контроля деятельности таможенных органов по использованию инспекционно-досмотровых комплексов.

6. Достижение прогнозируемых результатов таможенного контроля и оптимального использования ресурсов таможенного органа достигается за счет осуществления руководителем ФТС России (на уровне ФТС России) и первыми заместителями начальников таможенных органов (на уровне таможенных органов, подчиненных ФТС России) (далее - руководители СУР) планирования, организации и контроля процесса управления рисками в таможенном органе, организации взаимодействия субъектов СУР и иных структурных подразделений таможенных органов в ходе функционирования СУР, а также контроля единообразного применения тактики СУР.

7. Координирующими субъектами СУР осуществляется:

1) методологическое руководство и обеспечение единообразного применения тактики СУР в таможенном органе;

2) обеспечение деятельности по планированию, организации, контролю и оценке эффективности применения таможенными органами СУР;

3) проведение оценки рисков;

4) разработка, применение и актуализация профилей рисков;

5) контроль эффективности применения профилей рисков;

6) реализация риск-категорирования участников ВЭД, а также актуализация категорий уровней риска участников ВЭД;

7) проведение сопоставительного анализа сведений о совершенных таможенных операциях и результатах проведения таможенного контроля с индикаторами рисков, содержащимися в профилях рисков, в результате применения которых достигнуты результаты, для подготовки предложений по применению мер по минимизации рисков при проведении таможенного контроля после выпуска товаров и их представление субъекту СУР на этапе после выпуска;

8) управление применением программных средств, обеспечивающих функционирование СУР, и подготовка предложений по их созданию, модернизации и сопровождению.

8. Правоохранительными субъектами СУР осуществляется:

1) реализация процесса управления рисками на основе информации, полученной в ходе оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности правоохранительных субъектов СУР;

2) подготовка предложений по созданию программных средств и внесению изменений в программные средства, обеспечивающие функционирование СУР, и их представление координирующему субъекту СУР;

3) контроль эффективности применения профилей рисков, разработанных по направлению деятельности правоохранительных субъектов СУР;

4) подготовка предложений по совершенствованию риск-категорирования участников ВЭД и их представление координирующему субъекту СУР.

9. Субъектами СУР на этапе после выпуска осуществляется:

1) реализация процесса управления рисками на этапе таможенного контроля после выпуска товаров;

2) подготовка предложений по созданию программных средств и внесению изменений в программные средства, обеспечивающие функционирование СУР, и их представление координирующему субъекту СУР;

3) подготовка предложений по совершенствованию риск-категорирования участников ВЭД и их представление координирующему субъекту СУР;

4) проведение оценки подконтрольных рисков для подготовки предложений по разработке профилей рисков на этапах до выпуска товаров и их представление координирующему субъекту СУР;

5) подготовка предложений по разработке, применению, актуализации профилей рисков и их представление координирующему субъекту СУР.

10. Специализированными субъектами СУР осуществляются:

1) сбор и обработка информации об объектах таможенного контроля, в том числе о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров;

2) проведение оценки рисков по своему направлению и представление результатов этой деятельности координирующему субъекту СУР;

3) мониторинг и контроль качества принятых мер по минимизации рисков;

4) контроль эффективности применения профилей рисков, разработанных по направлению деятельности специализированных субъектов СУР;

5) подготовка предложений по созданию программных средств и внесению изменений в программные средства, обеспечивающие функционирование СУР, и их представление координирующему субъекту СУР;

6) подготовка предложений по совершенствованию риск-категорирования участников ВЭД и их представление координирующему субъекту СУР;

7) подготовка предложений по разработке, применению, актуализации профилей рисков и их представление координирующему субъекту СУР.

IV. Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками

11. Порядок сбора и обработки информации определяет действия должностных лиц таможенных органов, направленные на получение информации об объектах таможенного контроля, учет, систематизацию, преобразование, а также хранение информации в целях обеспечения проведения анализа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»