Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 года N 985
1. В наименовании и в пунктах 1 и 3 цифры "2015" заменить цифрами "2018".
2. Федеральную целевую программу "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 декабря 2009 года N 985
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 29 августа 2015 года N 911)
Федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы"
Паспорт федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы" |
Основание для разработки Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1349-р; |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям |
Основные разработчики | - | Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь", открытое акционерное общество "Газпром космические системы" |
Цели Программы | - | развитие информационного пространства Российской Федерации; обеспечение населения Российской Федерации многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов заданного качества; повышение эффективности функционирования телерадиовещания |
Задачи Программы | - | модернизация инфраструктуры государственных сетей телевизионного вещания; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы (без учета Республики Крым и г.Севастополя) | - | численность населения Российской Федерации, не охваченного телевизионным вещанием, на конечном этапе реализации Программы - меньше тысячи человек; |
Срок и этапы реализации Программы | - | 2009-2018 годы: первый этап - 2009 год; второй этап - 2010-2018 годы |
Объем и источники финансирования Программы | - | всего по Программе предусматривается 164794,482 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности (без учета Республики Крым и г.Севастополя) | - | обеспечение 98,4 процента населения Российской Федерации возможностью приема цифровых эфирных общедоступных телеканалов и радиоканалов и телерадиооповещением о чрезвычайных ситуациях в местах постоянного проживания; обеспечение 98,1 процента населения Российской Федерации возможностью приема 20 цифровых телеканалов свободного доступа в местах постоянного проживания; высвобождение и последующее рациональное использование ограниченного радиочастотного ресурса в масштабах страны; рост доли отрасли телерадиовещания в валовом внутреннем продукте страны |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Состояние телерадиовещания как важнейшего средства массовой информации, направления и темпы его развития имеют первостепенное значение для социальной стабильности общества, информационной безопасности государства, экономической активности и духовного развития населения, что нашло отражение в решении о разработке комплекса мер по формированию современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Основу государственной системы телерадиовещания составляют федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - государственный оператор связи), открытое акционерное общество "Первый канал", федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь", федеральное государственное унитарное предприятие "Телевизионный технический центр "Останкино".
Наземный сегмент государственной телевизионной и радиовещательной сети составляют региональные, республиканские, краевые и областные радиотелевизионные передающие центры, входящие в состав государственного оператора связи, ответственного за эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (далее - обязательные телерадиоканалы) на всей территории Российской Федерации, а также за создание и развертывание сетей цифрового эфирного телерадиовещания для эфирной цифровой наземной трансляции обязательных телерадиоканалов, вещание которых осуществляется такими телерадиовещательными организациями, как федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", открытое акционерное общество "Первый канал", открытое акционерное общество "Телерадиокомпания "Петербург", акционерное общество "Телекомпания НТВ", закрытое акционерное общество "Карусель", автономная некоммерческая организация "Общественное телевидение России", акционерное общество "ТВ Центр" и общество с ограниченной ответственностью "Национальный спортивный канал" (далее - первый мультиплекс).
В Российской Федерации имеются существенные различия в доступности эфирных аналоговых телевизионных каналов в различных населенных пунктах страны. На начало 2009 года около 1,6 млн. человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктов, не были охвачены аналоговым телевизионным вещанием, а более 3 млн. человек имели возможность принимать лишь одну аналоговую телевизионную программу.
Доведение охвата населения Российской Федерации многоканальным вещанием до современного уровня требует организации трансляции новых телерадиоканалов, однако распространение телерадиоканалов в общероссийском масштабе в аналоговом формате является на сегодняшний день энерго-, материало- и трудозатратным. С учетом ограниченности свободного радиочастотного ресурса модернизация аналоговых сетей вещания по принципу воспроизводства становится бесперспективной, а развитие - невозможным.
Если основу информационного обеспечения населения страны составляет созданная в течение нескольких десятилетий государственная система бесплатного эфирного телерадиовещания, то задачи обновления инфраструктуры наземного вещания и перехода на современные цифровые технологии подготовки и трансляции телерадиоканалов носят неотложный характер и имеют первостепенное значение в соответствии с приоритетами развития Российской Федерации. Существенным фактором, определившим сроки такого перехода, стало принятое в 2006 году на региональной конференции радиосвязи по планированию цифровой наземной радиовещательной службы и ратифицированное администрациями связи государств - участников Международного союза электросвязи, в том числе Российской Федерации, соглашение, в соответствии с которым был определен срок окончания перехода на цифровое эфирное телерадиовещание - 17 июня 2015 года. Согласно указанному соглашению аналоговые станции телевизионного вещания, работающие в приграничных районах, после 17 июня 2015 года могут продолжать работу на вторичной основе, то есть не создавая неприемлемых помех и не требуя защиты от помех радиоэлектронных средств, работающих в соответствии с указанным соглашением.
Решение указанных проблем невозможно без участия государства и использования программно-целевого метода, так как инфраструктура бесплатного эфирного телевизионного вещания и радиочастотный ресурс находятся в федеральной собственности, реализация в установленные сроки мероприятий по развитию телерадиовещания требует межрегиональной и межотраслевой координации и внедрения принципов индикативного бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Анализ различных вариантов решения проблемы развития телерадиовещания и перехода на цифровые технологии, а также оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения этой проблемы, показали следующее.
В случае развития телерадиовещания на коммерческой основе без применения мер государственной поддержки на цифровое эфирное телерадиовещание в первую очередь будут переведены крупные города в силу необходимости окупаемости инвестиционных вложений, а в сельских и труднодоступных регионах этот процесс может растянуться на десятилетия. По этой же причине произойдет снижение объема (в некоторых регионах - ликвидация) бесплатно оказываемых услуг телерадиовещания населению. В результате в целях исключения диспропорций в охвате населения многопрограммным вещанием и снижения социальной напряженности сохранится на неопределенный срок необходимость содержания существующей аналоговой государственной инфраструктуры вещания, в том числе за счет средств федерального бюджета. Помимо этого, возникает опасность выхода за рамки установленного Международным союзом электросвязи срока перехода от аналогового к цифровому эфирному телерадиовещанию до 2015 года в критически важных приграничных регионах.
Такой риск полностью устраняет социально ориентированный вариант, основанный на применении мер государственной поддержки развития телерадиовещания. Это подразумевает, в частности, первоочередное выделение радиочастотного ресурса для целей цифрового эфирного телерадиовещания обязательных телерадиоканалов, создание и развертывание во всех регионах Российской Федерации в плановом порядке за счет средств федерального бюджета цифровых наземных сетей государственного оператора связи по трансляции обязательных телерадиоканалов, а также бюджетное субсидирование цифровой трансляции обязательных телерадиоканалов. Существующий порядок предоставления услуг телерадиовещания населению на бесплатной основе сохранится, что обеспечит создание единого информационного и культурного пространства, приемлемый баланс между социально значимыми и коммерческими общедоступными услугами вещания, а также равномерность развития субъектов Российской Федерации по уровню доступности услуг телерадиовещания.
В связи с этим в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1349-р и с учетом важнейших положений Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 1700-р, была разработана и утверждена федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы".
В период 2009-2014 годов реализация федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" в целом шла в заданных темпах. Построено 3374 объекта цифрового эфирного телерадиовещания первого мультиплекса (включая объекты опытных зон). Для организации регионального цифрового эфирного телерадиовещания создан 81 центр формирования мультиплексов. Осуществлен запуск космических аппаратов "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6" и "Экспресс-АМ7".
Выполнение указанных мероприятий позволило к началу 2015 года обеспечить 85,3 процента населения страны возможностью приема цифровых эфирных обязательных телерадиоканалов и 49 процентов - возможностью приема 20 цифровых телевизионных каналов свободного доступа.
Однако в процессе реализации федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" была выявлена объективная необходимость продления срока реализации ряда программных мероприятий до 2018 года.
Развитие новых технологий и их продвижение в условиях рыночной экономики диктуется исключительно потребительским спросом на те или иные услуги и готовностью рынка эти потребности удовлетворить.
Сохранение многоукладности вещания (эфирное аналоговое и цифровое, кабельное, спутниковое, IPTV), развитие мультисервисных сетей и мобильных платформ, телевидения высокой четкости способно обеспечить плавный переход к новым технологиям, при этом решение о целесообразности использования (прекращении использования) тех или иных технологий доставки (получения) контента должно регулироваться законом рынка, а именно потребительским спросом и предложением поставщиков услуг.
Аналоговое вещание при параллельном цифровом эфирном телерадиовещании сохраняется до конца 2018 года. Осуществляемое в соответствии со статьей 32_1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" субсидирование из федерального бюджета расходов лиц, осуществляющих в установленном порядке деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию обязательных телерадиоканалов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, будет прекращено после 2018 года.
При сохранении аналогового вещания до 2018 года существенно возрастает в 2016-2018 годах финансовая нагрузка как на федеральный бюджет, так и на вещателей второго мультиплекса (вещателей телеканалов, получивших в установленном порядке право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиции во втором мультиплексе на территории Российской Федерации) в силу необходимости оплаты услуг цифрового эфирного телерадиовещания при параллельном поддержании аналогового вещания, что повышает риски невыполнения принятых ими финансовых обязательств.