Действующий

Об утверждении Концепции оптимизации механизмов проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления изменениями (с изменениями на 18 октября 2018 года)

II. Описание проблем

Существующий порядок разработки, согласования и принятия нормативных правовых актов в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг не позволяет в достаточно короткие сроки осуществлять изменение правового регулирования порядка предоставления государственных (муниципальных) услуг, а также требований к разработке и модернизации информационных систем и (или) их интеграции с иными информационными системами.

В большинстве случаев указанные изменения происходят без согласования со всеми исполнителями услуг, участвующими в реализации таких изменений. Кроме того, при изменении нормативных правовых актов не учитывается необходимость развития информационных систем. Все это приводит к тому, что информационные системы органов (организаций) - исполнителей услуг часто функционируют вне правового поля и содержат неактуальную информацию.

Решение вопроса повышения качества предоставления государственных (муниципальных) услуг во многом зависит от совершенствования порядка взаимодействия между органами (организациями) - исполнителями услуг, своевременного и оперативного внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления таких услуг, повышения информационной открытости и поисковой доступности информации об услугах как для граждан (заинтересованных лиц), так и для сотрудников органов (организаций) - исполнителей услуг.

К настоящему времени назрела объективная необходимость определения единой информационной системы, содержащей или использующей всю актуальную информацию о предоставляемых государственных (муниципальных) услугах, видах, способах их получения, всех нормативных правовых актах, единых формах заявлений для получения услуг, реквизитах и способах взимания платы за их предоставление, являющихся источником информации об услугах для всех информационных систем, используемых органами (организациями) исполнителями услуг.

Указанная роль может выполняться на основе реестра услуг, с использованием которого должны обеспечиваться оперативное и своевременное внесение изменений и актуализация сведений об услугах.

Согласно Положению о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)", срок, установленный для внесения изменений в сведения о государственных (муниципальных) услугах, составляет 1 календарный месяц со дня вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего полномочия федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда по предоставлению государственных (муниципальных) услуг. Несмотря на это, в настоящее время актуализация сведений в реестре услуг происходит волнообразно, как правило, по отдельным поручениям Правительства Российской Федерации.

В соответствии с положениями Федерального закона переход на предоставление государственных (муниципальных) услуг в рамках межведомственного информационного взаимодействия федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов должен быть осуществлен с 1 октября 2011 года, а органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - с 1 июля 2012 года.

В целях реализации указанной нормы в отношении каждой государственной (муниципальной) услуги был обеспечен процесс проектирования межведомственного информационного взаимодействия на основе технологических карт межведомственного взаимодействия (далее - технологические карты), содержащих состав сведений межведомственных запросов и ответов на них, а также сроки и порядок такого взаимодействия.

Кроме того, была создана единая система межведомственного электронного взаимодействия, которая позволила ее участникам обмениваться юридически значимой информацией в электронной форме. Для этого участниками данной системы разрабатываются электронные сервисы, с помощью которых осуществляется межведомственный обмен сведениями.

Для обеспечения межведомственного электронного взаимодействия органами (организациями) - исполнителями услуг разработаны электронные сервисы, каждый из которых должен обеспечивать получение сведений по межведомственным запросам в точном соответствии с разработанными технологическими картами. Однако существующая практика реализации взаимодействия ведомств в электронном виде показала, что сервисы поставщиков и потребителей информации разрабатываются и изменяются асинхронно, в сжатые сроки и в отрыве от технологических карт. Межведомственный запрос, направленный в электронном виде с использованием электронного сервиса, не всегда соответствует согласованному составу сведений в технологической карте.

Также ведомства не осуществляют своевременную актуализацию технологических карт в связи с изменением нормативной правовой базы, вследствие чего межведомственное информационное взаимодействие зачастую осуществляется вне рамок правового поля.

В соответствии с положениями Федерального закона административный регламент предоставления государственных (муниципальных) услуг является базовым элементом регламентации предоставления государственных (муниципальных) услуг, устанавливающим основные требования и гарантии обеспечения прав заявителей при предоставлении соответствующих услуг. В связи с этим ключевыми требованиями к информации, содержащейся в административном регламенте, являются ее актуальность, достоверность и соответствие законодательству Российской Федерации.

Вместе с тем на практике действующий порядок разработки, согласования и принятия административных регламентов не позволяет своевременно реагировать на интенсивность изменений в указанной сфере.

Основные трудности, возникающие в процессе актуализации административных регламентов, связаны с затянутостью процедур утверждения и государственной регистрации ведомственных актов, которыми такие регламенты утверждаются.

Стоит отметить, что наиболее громоздкую часть в структуре административного регламента составляют положения, регулирующие состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур. Часть указанных административных процедур носит операционно-технологический характер, касается внутриведомственной деятельности и не затрагивает заявителя непосредственно (т.е. является "пошаговой инструкцией").

Однако наиболее частые изменения касаются сведений об адресах, времени приема заявителей, справочных телефонах, адресах официальных сайтов органов (организаций) - исполнителей услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), адресах электронной почты, платежных реквизитах (в целях уплаты государственной пошлины), сведений об ответственных должностных лицах и др.

Указанные сведения являются наиболее востребованными у заявителей, однако сами по себе не носят нормативного характера, являясь, по сути, справочными данными.

В связи с этим представляется очевидной необходимость пересмотра требований к структуре административных регламентов, а также оптимизации порядка их разработки и принятия.