Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 июля 2015 года N 237

Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов

(с изменениями на 6 августа 2019 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 6 августа 2019 года N 255 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.08.2019, N 0001201908300009).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 5.2.36 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 15, ст.1612; N 24, ст.2601, N 52 (ч.III), ст.5587; 2008, N 8, ст.740, N 11 (ч.I), ст.1029, N 17, ст.1883, N 18, ст.2060, N 22, ст.2576, N 42, ст.4825, N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378, N 4, ст.506, N 6, ст.738, N 13, ст.1558, N 18 (ч.II), ст.2249, N 32, ст.4046, N 33, ст.4088, N 36, ст.4361, N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650, ст.652, N 11, ст.1222, N 12, ст.1348, N 13, ст.1502, N 15, ст.1805, N 25, ст.3172, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935, N 26, ст.3801, ст.3804, N 32, ст.4832, N 38, ст.5389, N 46, ст.6526, N 47, ст.6660, N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686, N 14, ст.1630, N 19, ст.2439, N 44, ст.6029, N 49, ст.6881; 2013, N 5, ст.388, N 12, ст.1322, N 26, ст.3343, N 33, ст.4386, N 38, ст.4821, N 45, ст.5822; 2014, N 12, ст.1286, N 18 (ч.IV), ст.2177, N 30 (ч.II), ст.4311, ст.4325, N 37, ст.4974, N 42, ст.5736, N 43, ст.5901, 5926; 2015, N 2, ст.491, N 16, ст.2394, N 17 (ч.IV), ст.2571, N 20, ст.2925)

приказываю:

Утвердить прилагаемые Условия эксплуатации железнодорожных переездов.

Министр
М.Ю.Соколов


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

4 сентября 2015 года,

регистрационный N 38792     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 31 июля 2015 года N 237

     
Условия эксплуатации железнодорожных переездов

(с изменениями на 6 августа 2019 года)

     

I. Общие положения

1. Условия эксплуатации железнодорожных переездов (далее - Условия) устанавливают:

1) общие положения, классификацию и порядок определения категорий железнодорожных переездов железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования (далее - железнодорожный транспорт) независимо от их принадлежности;

2) требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов, участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов и на подходах к ним;

3) требования к открытию и закрытию железнодорожных переездов, а также переводу железнодорожных переездов из одной категории в другую независимо от их принадлежности;

4) порядок организации работы и обязанности работников, обслуживающих железнодорожные переезды независимо от их принадлежности (далее - дежурные работники).

2. Настоящие Условия обязательны для всех организаций железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства независимо от их принадлежности, а также для работников этих организаций.

3. Границы железнодорожных переездов определяются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.553, 2008, N 20, ст.2251, N 30 (ч.I), ст.3597, N 30 (ч.II), ст.3616, N 49, ст.5744; 2009, N 29, ст.3582, N 39, ст.4532, N 52 (ч.I), ст.6427; 2010, N 45, ст.5753, N 51 (ч.III), ст.6810; 2011, N 7, ст.901, N 15, ст.2041, N 17, ст.2310, N 29, ст.4284, N 30 (ч.I), ст.4590, ст.4951, N 49 (ч.I), ст.7015; 2012, N 26, ст.3447, N 50 (ч.V), ст.6967; 2013, N 14, ст.1652, N 30 (ч.I), ст.4083, N 52 (ч.I), ст.7003; 2014, N 6, ст.566, N 22, ст.2770, N 26 (ч.I), ст.3377, N 43, ст.5795; 2015, N 1 (ч.I), ст.72, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 13 июля 2015 года, N 0001201507130077, N 0001201507130066) (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Открытие (закрытие) действующих железнодорожных переездов производится в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 марта 2009 года N 46 "О Порядке открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов)" (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2009 года, регистрационный N 13802).

4. Определение целесообразности функционирования железнодорожных переездов, расположенных на расстоянии 5 км и менее от путепроводов (за исключением платных), и порядок их закрытия осуществляются в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 марта 2009 года N 46 "О Порядке открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов)" (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2009 года, регистрационный N 13802).

На время проведения ремонтных работ на путепроводе с целью обеспечения бесперебойного и безопасного пропуска транспортных средств, пешеходов и строительной техники, в случае невозможности организации реверсивного движения допускается устройство железнодорожных переездов на расстоянии менее 5 км от путепровода.

5. Ежегодно, в период с 1 апреля по 1 июля, на железнодорожном транспорте должно проводиться комиссионное обследование железнодорожных переездов владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры) или владельцами железнодорожных путей необщего пользования. О предстоящей проверке информируется Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, представители владельца участка автомобильной дороги, пересекающего обследуемый железнодорожный переезд, представители органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) местного самоуправления, представители пассажирских автотранспортных предприятий, которые при необходимости принимают участие в комиссионном обследовании.

По результатам комиссионного обследования железнодорожных переездов при наличии выявленных недостатков в их обустройстве и эксплуатационном состоянии они должны быть устранены в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 года N 286 (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2011 года, регистрационный N 19627), с учетом изменений, внесенных приказами Минтранса России от 12 августа 2011 года N 210 (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2011 года, регистрационный N 21758), от 4 июня 2012 года N 162 (зарегистрирован Минюстом России 28 июня 2012 года, регистрационный N 24735), от 13 июня 2012 года N 164 (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2012 года, регистрационный N 24613) и от 30 марта 2015 года N 57 (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2015 года, регистрационный N 37020) (далее - ПТЭ), настоящих Условий, проектов железнодорожных переездов и проектов организации дорожного движения (далее - ПОДД), разработанных в соответствии с правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 480 (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2019 г., регистрационный N 54778).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2019 года приказом Минтранса России от 6 августа 2019 года N 255. - См. предыдущую редакцию)

В течение года по инициативе владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования могут проводиться и другие проверки состояния железнодорожных переездов и подходов к ним.

6. Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств через железнодорожный переезд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.

7. В настоящих Условиях применяются следующие термины и их определения, соответствующие определениям, данным в федеральных законах от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169, N 28, ст.2884, 2007, N 46, ст.5554, 2008, N 30, ст.3597, ст.3616, N 52 (ч.I), ст.6249, 2009, N 1, ст.21, 2011, N 19, ст.2716, N 30 (ч.I), ст.4590, ст.4596, N 45, ст.6333, 2012, N 25, ст.3268, N 31, ст.4320, 2013, N 27, ст.3477, 2014, N 49 (ч.VI), ст.6928, 2015, N 1 (ч.I), ст.56, N 29 (ч.I), ст.4356, ст.4373), от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170; N 28, ст.2891, 2006, N 50, ст.5279, 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, 2008, N 30 (ч.II), ст.3616, 2011, N 30 (ч.I), ст.4596, 2012, N 25, ст.3268, 2014, N 6, ст.566, N 23, ст.2930, N 49 (ч.VI), ст.6928, 2015, N 1 (ч.I), ст.56, N 14, ст.2021), от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, Решении Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года N 710 "О принятии технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 02.08.2011, 12.12.2011, официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org, 07.12.2013, 04.02.2015) и ПТЭ:

автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

автомобильные дороги общего пользования - автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц;

автомобильные дороги необщего пользования - автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд;

владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора;

владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта;

железнодорожный переезд - пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств;

железнодорожный путь - подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения;

железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

поездные сигналы - сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц;

поезд пассажирский скоростной - пассажирский поезд, маршрутная скорость движения которого составляет более 91 км/час;

ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

станционные пути - железнодорожные пути в границах железнодорожной станции - главные, приемо-отправочные, сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные (соединяющие отдельные парки на железнодорожной станции, ведущие к контейнерным пунктам, топливным складам, базам, сортировочным платформам, к пунктам очистки, промывки, дезинфекции вагонов, ремонта железнодорожного подвижного состава и производства других операций), а также прочие железнодорожные пути, назначение которых определяется производимыми на них операциями.

8. Для обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах применяются следующие устройства:

1) устройство для перекрытия проезжей части автомобильной дороги и прекращения движения транспортных средств (участников дорожного движения) через железнодорожный переезд (далее - шлагбаум). При оборудовании железнодорожного переезда переездной сигнализацией шлагбаумы являются дублирующим устройством, ограждающим железнодорожный переезд от несанкционированного проезда транспортных средств и прохода участников дорожного движения.

В зависимости от способов приведения в действие шлагбаумы подразделяются на следующие типы:

автоматические - перевод заградительных брусьев шлагбаумов в закрытое (горизонтальное) положение осуществляется автоматически через расчетное время после вступления поезда на участок железнодорожного пути, на котором фиксируется наличие железнодорожного подвижного состава, приближающегося к железнодорожному переезду (далее - участок приближения) и включения красных сигналов (огней) переездных светофоров. Заградительные брусья шлагбаумов переводятся в открытое (вертикальное) положение также автоматически после освобождения железнодорожного переезда поездом. При этом красные сигналы (огни) переездных светофоров выключаются;

полуавтоматические - перевод заградительных брусьев шлагбаумов в закрытое (горизонтальное) положение осуществляется автоматически при вступлении поезда на участок приближения или при открытии сигнала поезду и замыкании маршрута или нажатием специальной кнопки дежурным по железнодорожной станции. Открытие заградительных брусьев шлагбаумов (перевод их в вертикальное положение) производится нажатием специальной кнопки дежурным по переезду;

электрические (электрошлагбаумы) - перевод заградительных брусьев шлагбаумов в закрытое (горизонтальное) положение осуществляется, дежурным по переезду после получения оповестительного сигнала нажатием специальной кнопки. Открытие заградительных брусьев шлагбаумов (перевод их в вертикальное положение) производится дежурным по переезду возвратом этой кнопки в исходное положение после освобождения железнодорожного переезда поездом;

механизированные - шлагбаумы имеют механический привод, с помощью которого дежурный работник вручную переводит заградительные брусья в открытое (вертикальное) или закрытое (горизонтальное) положение;

горизонтально-поворотные (запасные) - заградительные брусья в открытом положении располагаются параллельно проезжей части автомобильной дороги. Для прекращения движения транспортных средств дежурный по переезду (или другой работник, выполняющий обязанности дежурного по переезду) перекрывает проезжую часть автомобильной дороги заградительными брусьями, перемещая их вручную;

2) устройство, управляемое дежурным работником, при включении которого запрещается выезд поезда на железнодорожный переезд (далее - заградительная сигнализация);

3) устройство включения сигнальных показаний переездных светофоров и звуковой сигнализации, запрещающих движение через железнодорожный переезд автотранспортных средств и пешеходов при приближении поезда (далее - переездная сигнализация).

В зависимости от функционального назначения переездная сигнализация подразделяются на следующие типы:

автоматическая светофорная сигнализация - переездная сигнализация, при которой включение красных мигающих сигналов (огней) на переездных светофорах осуществляется автоматически при приближении поезда на определенное расчетом расстояние, а выключение - автоматически после проследования поезда за железнодорожный переезд;

автоматическая светофорная сигнализация с бело-лунным мигающим огнем - переездная сигнализация, при которой переездные светофоры имеют дополнительную сигнальную головку с бело-лунным мигающим сигналом (огнем), свидетельствующим об отсутствии приближающегося к железнодорожному переезду поезда и исправности устройств сигнализации;

автоматическая светофорная сигнализация с автоматическими шлагбаумами - переездная сигнализация, дополненная заградительными брусьями шлагбаумов, которые опускаются и поднимаются автоматически;

автоматическая светофорная сигнализация с полуавтоматическими шлагбаумами - переездная сигнализация, дополненная заградительными брусьями шлагбаумов, опускание которых осуществляется автоматически при приближении поезда, а выключение сигнализации и подъем заградительных брусьев шлагбаумов от нажатия кнопки дежурным работником после проследования поезда за железнодорожный переезд;

светофорная сигнализация - устройство зависимости между переездной сигнализацией и специальными светофорами, применяемыми в качестве заградительных. Может применяться только на подъездных путях в городах при невозможности оборудования нормальных (расчетной длины) участков приближения;