Федеральным законом от 11 апреля 1998 года N 58-ФЗ были ратифицированы сразу несколько актов Международной организации труда (далее - МОТ), затрагивающих вопросы обеспечения безопасности условий труда трудящихся в процессе их работы: Конвенция 1947 года об инспекции труда (Конвенция МОТ N 81) и Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда (Конвенция МОТ N 150) и Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Конвенция МОТ N 155), принятые Генеральной конференцией МОТ в г.Женеве.
Согласно Конвенции N 155 каждый член МОТ обязался в соответствии с национальными условиями и практикой и по консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды. Цель такой политики - предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.
Формированию новой правовой базы, затрагивающей вопросы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, также способствовало принятие Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества независимых государств (далее - СНГ) ряда модельных законов: Модельного закона об охране труда (принят в г.Санкт-Петербурге постановлением от 8 июня 1997 года N 9-8), Модельного закона о государственном социальном страховании (принят в г.Санкт-Петербурге постановлением от 6 декабря 1997 года N 10-4); Модельного закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (принят в г.Санкт-Петербурге постановлением от 15 июня 1998 года N 11-7). Типовые (модельные) законы Межпарламентской Ассамблеи СНГ - это адаптированные к условиям СНГ международные, прежде всего европейские, правовые стандарты. После принятия в Межпарламентской ассамблее модельные законы предлагаются странам СНГ как образцы для местного законодательства.
________________
URL: http://www.iacis.ru/activities/documents/modelnye_kodeksy_i_zakony/?PAGEN_1=14#
URL: http://www.iacis.ru/activities/documents/modelnye_kodeksy_i_zakony/?PAGEN_1=13#
URL: http://www.iacis.ru/activities/documents/modelnye_kodeksy_i_zakony/?PAGEN_1=13#
Таким образом, было положено начало в развитии нового этапа правого регулирования национальным законодательством, ориентированным на международные требования безопасности труда, отношений связанных с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Спустя 12 лет с даты ратификации указанных выше актов МОТ, Российская Федерация, признавая глобальные масштабы производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве и необходимость принятия дальнейших мер с целью их сокращения, ратифицировала Конвенцию МОТ N 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Женева, 15 июня 2006 года) (см. Федеральный закон от 4 октября 2010 года N 265-ФЗ), подчеркнув тем самым важность постоянного развития национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда. В рамках указанной Конвенции каждое государство-член создает, поддерживает, постепенно развивает и периодически пересматривает национальную систему безопасности и гигиены труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников. Такая национальная система безопасности и гигиены труда, в соответствующих случаях, включает положения, предусматривающие сотрудничество с соответствующими системами страхования или социального обеспечения, охватывающими случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Комментируемый Закон в развитие положений международного законодательства закрепил следующие основные моменты.
Во-первых, установил, что средства на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:
- обязательных страховых взносов страхователей;
- взыскиваемых штрафов и пени; капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;
- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Во-вторых, регламентировал, что субъектами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, в случае если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы; иностранные граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации; физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.
В-третьих, определил, что право на получение возмещения вреда по обязательному социальному страхованию наступает с момента наступления страхового случая, каковым является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет за собой возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
В-четвертых, установил конкретные виды обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. К таковым относятся: пособие по временной нетрудоспособности, которое во всех случаях составляет 100% среднего заработка застрахованного лица; единовременная и ежемесячные страховые выплаты, а также оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Следует отметить, что с 1 января 2015 года комментируемый Закон действует в новой редакции. Практически все внесенные изменения обусловлены вступлением в силу новых "пенсионных" законов - Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".