1. В ст.7 комментируемого закона определены условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов.
По общему правилу, установленному п.1 комментируемой статьи, при обращении в налоговые органы за предоставлением сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП заявители уплачивают обязательный платеж. То есть предоставление указанных сведений осуществляется на возмездной основе.
При этом электронные документы, содержащие сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе, предоставляются на безвозмездной основе.
Установление размера платы за предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений и документов, а также соответствующих справок находится в компетенции Правительства Российской Федерации. С целью реализации данного полномочия Правительство Российской Федерации приняло постановление от 19 мая 2014 года N 462 "О размере платы за предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в котором определены следующие размеры платы:
- за предоставление сведений о конкретном юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе (за исключением предоставления сведений юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю о нем самом) - 200 рублей;
- за срочное предоставление сведений о конкретном юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса в регистрирующий орган - 400 рублей;
- за однократное предоставление сведений (за исключением предоставления сведений о конкретном юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе) в электронном виде - 50000 рублей (за однократное предоставление обновленных сведений - 5000 рублей);
- за предоставление сведений (за исключением предоставления сведений о конкретном юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе) в электронном виде в форме годового абонентского обслуживания одного рабочего места - 150000 рублей;
- за предоставление справки, предусмотренной п.6 ст.6 комментируемого закона - 200 рублей (за срочное предоставление справки - 400 рублей);
- за предоставление документа о конкретном юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе (за исключением предоставления документов в соответствии с п.2 ст.7 комментируемого закона) - 200 рублей (за срочное предоставление документа - 400 рублей).
Трудности при определении суммы оплаты могут возникнуть тогда, когда заявителем будут запрошена некоторая совокупность сведений и документов. В таком случае, как правило, плата должна взиматься за каждый документ, поскольку предоставляются копии нескольких документов, а каждая из них тоже документ.
С 1 января 2016 года вступит в силу изменения в п.1 комментируемой статьи, принятые Федеральным законом от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Согласно данным изменениям, пункт 1 комментируемой статьи будет дополнен абзацем, в котором указано, что предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно.
2. В п.2 комментируемой статьи устанавливаются случаи и порядок бесплатного предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов. Законодатель установил, что бесплатно указанные сведения могут предоставляться следующим субъектам:
- органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам;
- органам местного самоуправления;
- органам государственных внебюджетных фондов;
- определенным федеральными законами лицам, в том числе Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
В качестве оснований для предоставления сведений и документов из ЕГРЮЛ и ЕГРИП на безвозмездной основе выступают следующие случаи:
- при указании на это комментируемым федеральным законом;
- при указании на это иными федеральными законами (например, ст.9 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 года) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" определяет, что федеральные органы исполнительной власти предоставляют организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, а также иные сведения);
- при указании на это в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации. Данное положение, в частности, реализовано в постановлении Правительства Российской Федерации от 08 июля 2014 года N 630 "Об утверждении Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, государственными корпорациями и иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления", в соответствии с которым определен порядок взаимодействия органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и организаций по предоставлению соответствующей информации и документов.
3. Пункт 3 комментируемой статьи определяет цели использования средств, получаемых в виде платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений, документов и справок. Так, указанные средства используются исключительно в целях создания, поддержания и развития системы государственной регистрации, в том числе в целях ведения государственных реестров.
К сожалению, указанная норма не находит свою реализацию на уровне подзаконного нормативного правового акта, который бы определял порядок учета и использования средств, полученных от деятельности по предоставлению ФНС России соответствующих сведений, документов и справок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В связи с этим трудно оценить эффективность введения данной декларативной нормы.