1. Комментируемая статья регламентирует требования: к оформлению документов, порядок их направления и представления для государственной регистрации; круг физических лиц, которые могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица; круг физических лиц, которые могут быть заявителями при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью; круг физических лиц, которые могут быть заявителями при государственной регистрации индивидуального предпринимателя; о порядке направления в регистрирующий орган письменного возражения относительно предстоящего внесения данных в единый государственный реестр юридических лиц.
Законодательно определен порядок направления документов при государственной регистрации. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлен Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Постановлением Правительства утверждены 15 форм документов, которые используются при государственной регистрации юридических лиц, и требования к их оформлению. Документы направляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Приказом ФНС РФ от 12 августа 2011 года N ЯК-7-6/489@ "Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг".
Согласно Федеральному закону от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" п.1 комментируемой статьи будет дополнен новым абзацем, согласно которому представление документов в регистрирующий орган можно будет осуществлять по просьбе заявителя нотариусом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации. Кроме этого, указано, что документы должны направляться в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данные изменения вступят с силу 1 января 2016 года.
2. Комментируемая статья содержит указание о представлении документов в регистрирующий орган:
1) по почте, с объявленной ценностью почтового отправления. Почтовое отправление с объявленной ценностью вручается адресату под расписку, в соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи".
Оказания услуг почтовой связи осуществляется в соответствии с утвержденными Правилами. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Обязанность по обеспечению получения корреспонденции по месту нахождения юридического лица лежит на обществе. Ненадлежащая организация деятельности юридического лица в части получения по его адресу корреспонденции является риском самого юридического лица, и все неблагоприятные последствия такой организации своей деятельности должно нести само юридическое лицо (статьи 9 АПК РФ).
В первую очередь, возникает проблема с направлением корреспонденции (писем, требований и исковых заявлений) от налоговых и иных государственных органов по месту нахождения государственной регистрации организации, когда организация фактически имеет иное место нахождения. По замечаниям Пленума ВАС РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица").
Известны случаи отказа судов организациям о восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы в связи с тем, что судебные извещения не были доставлены адресату по официальному месту расположения фирмы и вернулись с отметкой "Организация не значится" (Определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2013 года N 09АП-34190/13).
С другой стороны, суды первой и второй инстанций, сославшись на направление требования по ненадлежащему месту положения, отказали в иске ФНС к ЗАО "М..." о признании последнего банкротом. Требования, выставленные должнику, направлялись налоговым органом по его "юридическому адресу" в соответствии с учредительными документами. По итогам рассмотрения дело вновь отправлено на рассмотрение в суд первой инстанции (постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 года N Ф03-2598/2013).
Кроме того, неполучение корреспонденции не освобождает сторону от рисков, связанных с не совершением процессуальных действий (См. Решение АС Алтайского края от 17 марта 2015 года по делу N А03-698/2015);
2) представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено заявителем либо его представителем непосредственно или через многофункциональный центр. При этом представитель действует на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.
В случае представления документов через МФЦ, один экземпляр учредительных документов с отметкой регистрирующего органа направляется этим органом одновременно с документом, подтверждающим факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, в МФЦ, который выдает указанные документы заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему МФЦ такую доверенность или ее нотариально засвидетельствованную копию;
3) направление документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
Понятие Информационно-телекоммуникационной сети определено Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Порядок представления в регистрирующий орган сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентирован Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года N 1092 "О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (вместе с "Правилами представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливаются федеральным органом, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Юридическая сила документов, представленных в электронном виде, подтверждается в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Приказом ФНС РФ от 12 августа 2011 года N ЯК-7-6/489@ определено, что электронные документы направляются в регистрирующий орган в виде файлов с отсканированными с бумажных носителей образами документов (п.9 Приказа).
Файл, с отсканированным с бумажного носителя образом, направляемый в регистрирующий орган заявления (уведомления, сообщения), а также документа, предусмотренного подп."б", "з" п.1 ст.22.1, подп."б" п.1 ст.22.2 Закона, подписывается электронной подписью нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса), засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя (заявителей) на соответствующем заявлении (уведомлении, сообщении) на бумажном носителе, (п.11 Приказа).
Файлы, с отсканированными с бумажных носителей образами, иных направляемых в регистрирующий орган документов подписываются электронной подписью заявителя (одного из заявителей) либо нотариуса или лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя на направляемом одновременно с такими документами заявлении (уведомлении, сообщении).
В случае получения информации о подложности представленных документов, непричастности лица, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, к представлению заявления о государственной регистрации или деятельности данной организации, либо наличии иных признаков уголовно наказуемых деяний, соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы по подследственности для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в рамках статей 170_1, 173_1, 173_2, 202, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (См. Письмо ФНС России от 25 июня 2014 года N СА-4-14/12088 "Об обеспечении единой правоприменительной практики налоговых органов при выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица").
Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей утверждены Приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@.
АС города Москвы в своем решении по делу N А40-6513/2015 указал, что представление документов, которые не содержат всех необходимых сведений или оформленных ненадлежащим образом, означает непредставление документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица. Непредставление заявителем определенных комментируемым законом необходимых для государственной регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Представление документов с нарушением соответствующих требований влечет отказ в государственной регистрации. Выявленные недостатки в поданных на регистрацию документах могут быть устранены только заявителем, после чего он вправе повторно обратиться в регистрирующий орган за регистрацией юридического лица (См. Решение Арбитражного суда по Челябинской области от 19 марта 2015 года по делу N А76-191/2015).
Также, можно привести ряд судебных актов по вопросам обжалования решений регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации при создании юридических лиц. Например, в Постановлении ФАС ЦО от 10 апреля 2013 года N А14-15366/2012 суд пришел к выводу, что неуказание сведений об ИНН руководителя в заявлении является технической ошибкой, которая не может быть приравнена к непредставлению необходимых для государственной регистрации документов. Не увенчалось успехом решение налогового органа об отказе в государственной регистрации по причине отказа в том, что заявитель является "массовым" учредителем и не может осуществлять организационно-хозяйственные функции в полном объеме. В спорном случае заявитель представил в регистрирующий орган полный комплект документов, предусмотренных ст.12 комментируемого закона, соответственно, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа (Постановление ФАС ВВО от 09 июня 2014 года N А43-23936/2013).
Законодатель определил исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации: заявление, уведомление или сообщение.