1. Положения комментируемой статьи посвящены вопросам предоставления сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
В п.1 комментируемой статьи закреплены свойства содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, к которым законодатель относит открытость и общедоступность. Обоснованное исключение могут составлять сведения, доступ к которым ограничен по причинам, указанным в подп.2 п.1 комментируемой статьи.
Законодателем установлены ограничения на предоставление сведений о документе, удостоверяющем личность физического лица (по общему правилу это паспорт), - номер, дата выдачи и выдавший орган. Указанные сведения могут быть предоставлены исключительно госорганам, судам и органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, установленных Правительством РФ. Следовательно, паспортные данные физических лиц в выдаваемых выписках содержаться не могут. Такое ограничение должно действовать и в том случае, когда организация запрашивает выписку из ЕГРЮЛ о себе (однако на практике налоговые органы выдают организациям выписки из ЕГРЮЛ с указанием данных сведений). В то же время оно не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц. Таким образом, получить информацию о паспортных данных можно путем запроса копии учредительных документов при условии, что эти данные содержатся в учредительных документах организации.
Однако данное ограничение не действует в отношении копий учредительных документов юридических лиц, поэтому копии таких документов можно получить, даже если они содержат паспортные данные.
2. В соответствии с п.2 комментируемой статьи сведения и документы из ЕГРЮЛ и ЕГРИП предоставляются в виде:
1) выписок из соответствующего реестра. Как правило, выписки из ЕГРЮЛ могут потребоваться при открытии организацией расчетного счета в банке; заключении любых договоров, если контрагент по сделке попросит организацию представить выписку из ЕГРЮЛ; обращении к нотариусу для совершения нотариальных действий в отношении юридического лица; в иных случаях, когда требуется подтверждение полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица.
Выписка из ЕГРИП в соответствии с требованиями действующего законодательства может потребоваться индивидуальному предпринимателю в следующих случаях:
- при подаче искового заявления в арбитражный суд (п.9 ч.1 ст.126 АПК РФ);
- при подаче заявки на участие в открытом конкурсе или закрытом аукционе для заключения государственного или муниципального контракта. В этом случае может быть представлена также засвидетельствованная в нотариальном порядке копия выписки (пп."б" п.1 ч.2 ст.51, пп."б" п.1 ч.2 ст.88 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд");
- при подаче заявки на участие в торгах при продаже предприятия должника (абз.9 п.11 ст.110 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");
2) копий документа (документов), содержащегося в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Копии документов из ЕГРЮЛ, как правило, требуются в следующих случаях:
- при представлении копий учредительных документов в различные государственные и иные органы и организации с целью совершения определенных действий, получения определенных документов;
- при представлении копий учредительных документов в банк для открытия расчетного счета;
- при утрате учредительных и иных документов, содержащихся в регистрационном деле;
- в иных случаях, когда это вызвано необходимостью вступления в соответствующие правоотношения.
Примерно в аналогичных ситуациях с учетом особенностей правового статуса индивидуальному предпринимателю могут понадобиться выписки из ЕГРИП;
3) справки об отсутствии запрашиваемой информации.
При отсутствии в государственном реестре запрашиваемой информации заявителю выдается (направляется) соответствующая справка. То есть выдача такой справки не является предоставлением сведений о конкретном юридическом лице, а подтверждает отсутствие сведений.
Выдача такой же справки предусмотрена в том случае, если из содержания запроса невозможно определить, о каком конкретно юридическом лице запрашивается информация.
В соответствии с подп.2 п.2 комментируемой статьи форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В развитие указанного положения Минфин России, как орган уполномоченный на это Правительством Российской Федерации, принял два приказа, определяющих в том числе и порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП - Приказ Минфина России от 23 ноября 2011 года N 158н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов", а также Приказ Минфина России от 23 ноября 2011 года N 157н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений и документов". Каждый из указанных документов содержит правила предоставления соответствующих сведений из того или иного вида государственного реестров.
В качестве еще одной дополнительной формы предоставления сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, ФНС России предусмотрело возможность получения указанных сведений в электронном виде. Порядок предоставления указанных сведений в электронном виде определен Приказом ФНС РФ от 31 марта 2009 года N ММ-7-6/148@ "Об утверждении Порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей".
При подаче запроса на предоставление выписки из ЕГРЮЛ через сеть "Интернет" выписка может быть получена в электронном виде по сети "Интернет". В таком случае заявка на предоставление выписки из ЕГРЮЛ выполняется сразу же после ее регистрации. Выписка формируется в виде файла Excel, заявителю предоставляется ссылка для скачивания выписки по данной заявке.
3. Законом также в п.3 комментируемой статьи предусмотрен срок предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений.
В соответствии с приказом Минфина России от 23 ноября 2011 года N 158н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов" срок предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и документов о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять дней со дня получения соответствующего запроса налоговым органом.
Срок предоставления содержащихся в ЕГРИП сведений и документов о конкретном индивидуальном предпринимателе (главе крестьянского (фермерского) хозяйства) в соответствии с п.20 приказа Минфина России от 23 ноября 2011 года N 157н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений и документов" не может составлять более чем пять дней со дня получения соответствующего запроса территориальным налоговым органом.